Автомобили

Тест-драйв Lada Niva «Тайга» и Niva «Тайга Трофи»: индульгенция на тюнинг
Казалось бы, кого можно удивить очередным тюнингом внедорожника, которому вот-вот стукнет 50 лет и который потребители и поставщики разного рода допоборудования знают как облупленного? Ну хорошо: поставили шноркель, новую оптику, внедорожные шины. Но все это давно устанавливают на свои машины «нивоводы» по всей стране и… получают штраф! С требованием в 10‑дневный срок вернуть все к «заводским настройкам». Именно для такого рода автомобилистов компания «Промтех» подготовила свой набор решений для расширения внедорожных возможностей «Нивы». А для самых продвинутых любителей офф-роуда — еще и «заряженную» версию машины для совсем сурового бездорожья. Выясняем, как едет по дорогам и без них подготовленная «Промтехом» Lada Niva.
Начнем с небольшого ликбеза для тех, кто все еще не понимает: что мешает просто взять и заменить в принадлежащем тебе автомобиле все, что тебе же не нравится? Ведь логика подсказывает, что вряд ли кто‑то из автолюбителей будет делать свою машину менее безопасной, ставить свет хуже штатного или устанавливать шины с худшими характеристиками. Вот только логика и здравый смысл отнюдь не всегда включаются в процессе принятия решений людьми, у которых есть на это полномочия.
Именно так в 2011 году был написан технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в котором одним росчерком пера оказались под запретом любые вмешательства в штатную конструкцию любого автомобиля. И естественно, представители ГИБДД решили интерпретировать дух и букву нового регламента в своих (сделаем вид, что неизвестных нам) целях и стали считать «вмешательством в конструкцию» практически все возможное допоборудование, оставив при этом без разъяснения, например, то, как влияет на безопасность езды установка того же шноркеля.
На любой вопрос инспектор сухо ответит: смотрите, мол, пункт 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Этот самый пункт, именуемый в народе просто «12‑5‑1», подразумевает, что даже если вместо простецкого штатного света «Нивы» поставить современные светодиодные фары и вас с этим «хозяйством» остановит на дороге инспектор, то штраф 500 рублей гарантирован. Кроме того, в течение 10 дней необходимо явиться в ГИБДД и продемонстрировать, что вы вернули на место заводской свет и вновь, как законопослушный гражданин, не видите, куда едете ночью. Не сделав это, вы столкнетесь с приостановкой регистрации ТС. И всеми вытекающими последствиями.
Конечно, закон оставляет возможность усовершенствовать автомобиль и сделать то, что почему‑то не стал делать завод-изготовитель. Можно официально сертифицировать нововведения, которые вы хотите внести. Но это будет вам стоить кучу денег, нервов и потраченного времени с отнюдь не гарантированным результатом. Подавляющее большинство «нивоводов», особенно в регионах, резонно заметит, что все эти деньги проще постепенно тратить на «переговоры» с экипажами ДПС и их, скорее всего, хватит до конца жизни — либо «Нивы», либо ее владельца. Так что законопослушным «нивоводам» остается лишь уповать на то, что всю работу за них сделает кто‑то другой.
Именно это решили сделать в компании «Промтех», но еще и добавить толику своего видения того, как должна выглядеть современная «Нива» и что такое, по мнению специалистов компании, подготовка для офф-роуда. Тем более что у «Промтеха» солидный опыт в создании различных модификаций легенды отечественного автопрома. Так, пару лет назад компания представила две «санитарные» версии внедорожника.
Журналистам на сей раз выкатили на пробу две новые модификации Lada Niva: «Тайга» и «Тайга Трофи». Слово «Трофи» в названии указывает на расширенные внедорожные возможности и без того весьма мощного «проходимца». Но в целом обе машины обладают множеством общих черт. «Промтех» оснастил их новым обвесом из прочного черного пластика, такими же бамперами и расширителями колесных арок. В бамперах, кстати, расположены «секреты» — гнезда для домкрата, спрятанные под магнитными крышками.
На обеих машинах есть и дополнительная «люстра» сверху — правда, пока она спрятана в защитный кожух, поскольку процесс сертификации все еще продолжается. Хотя вряд ли кто‑то стал бы использовать дополнительный свет на дорогах общего пользования, а в полях и болотах на все эти техрегламенты можно не обращать никакого внимания.
Однако вряд ли «нивоводам» интересен именно этот свет. Штатные «галогенки» обычной «Нивы» уже утомили владельцев машины тем, что, помимо тусклого света, еще и часто лопаются и коррозируют. «Промтех» решил эту проблему внесением в сертификат одобрения светодиодных фар. Так что теперь у «Нивы» есть полноценные светодиодные фары. АвтоВАЗ, к слову, так до конца и не решил этот вопрос и даже на свою самую громкую новинку — «Ниву Спорт» — ставит старые фары, просто добавляя к ним простенькие дневные ходовые огни, подозрительно напоминающие те, что за копейки можно заказать на одном известном китайском сайте.
Обвес от «Промтеха» разработан на базе классической модели, так что 122‑сильного мотора под капотом ждать не стоит: здесь старый добрый 83‑сильный «атмосферник» на 1,7 литра
Зато других нововведений хоть отбавляй. Официально сертифицированы шины новой размерности — теперь на дорогах можно будет увидеть «Ниву» с колесами 235/75 R15. Их главный плюс — бóльшая ширина пятна контакта, что позволит шинам эффективнее цепляться за нетвердый грунт. Естественно, просто так ставить большие колеса нельзя: нужно еще поработать с подвеской. Машины от «Промтеха» получили новые пружины, сделавшие клиренс внедорожников существенно выше: 230 мм на «Тайге» и 250 мм на «Тайге Трофи».
Для «заряженной» для бездорожья версии придумали также и новое место хранения запаски — сзади на «калитке». У простой «Тайги» место хранения старое — под капотом рядом с домкратом
Есть еще одна вещь, которая вошла в фольклор «нивоводов» так же прочно, как и запаска под капотом, — способ открывания багажника. Владельцы таких машин уже много лет смеются над тем, что его можно открыть только из салона. Вот и «Промтех» показал АвтоВАЗу, что нет ничего сложного в том, чтобы внедрить более современную систему. Обе модификации внедорожников от нижегородской компании оснащены замками задней двери с кнопками разблокировки снаружи — под рукояткой открытия.
Если вы читаете эти строки, вам, скорее всего, понятно, что представляет собой классическая «Нива» вне асфальта: застрять на ней сложно, засадить ее намертво почти невозможно, а долго буксовать не рекомендуется. В случае с доработками «Промтеха» (особенно в версии «Трофи») формулировка немного меняется: застрять еще сложнее, засадить точно невозможно, а буксовать все так же не советуем. Хотя за несколько часов наших с коллегами усиленных штурмов песчаного карьера ни один из трех внедорожников не закипел и ни одно сцепление не сгорело.
Наш вердикт
Так что мы получаем за 1 545 000 рублей в случае с обычной «Тайгой» и за 1 649 000 рублей в случае с «Тайгой Трофи»? Самая дорогая обычная Lada Niva Legend оценивается сейчас в 1 209 000 рублей. Однако это будет та самая старая «Нива» с кучей детских болезней, которые решаются в принципе довольно просто, но… не совсем законно?
«Промтех» же предлагает решение многих из этих проблем, добавляя сюда еще целый комплекс усовершенствований для бездорожья, которые владельцы «Нивы» и так, скорее всего, предпримут: увеличенный клиренс, внедорожные шины, лебедка, шноркель и много другое. А самое главное — автовладельцы получат документ, к которому не подкопается даже самый въедливый инспектор ДПС. Стоит ли все это переплаты в три-четыре сотни тысяч рублей, каждый решит для себя сам, но само предложение — точно заманчивое!
Фото: пресс-служба компании «Промтех»