Автомобили

Niva празднует 45-летие на конвейере
5 апреля 1977 года был выпущен первый внедорожник ВАЗ-2121.
Для «АВТОВАЗа» Niva – вдвойне особенная машина, ведь это не только первый внедорожник волжского завода, но и первая модель, созданная без участия инженеров Fiat.
Группа инженеров во главе с главным конструкторов Владимиром Соловьевым начала работу над автомобилем повышенной проходимости еще в 1971 году – спустя год после того, как с конвейера в Тольятти сошел первый ВАЗ-2101.
Полноценные прототипы были готовы в 1973 году: дизайнер Валерий Семушкин рассказывал, что при создании облика «Нивы» он ориентировался… все на тот же «Фиат». В этот раз на хэтчбек Fiat-127, от которого внедорожнику достались строгие линии кузова.
Ранние образцы «Нивы» имели открытый тентованный кузов и большую трапециевидную решетку радиатора, а передние крылья сильно выдавались за линию боковую линию кузова – машины с индексом Э2121 конструкторы даже прозвали «Крокодил Гена».
После успешных смотрин внедорожника высшими кремлевскими чинами (по слухам, особый восторг «Нива» вызвала у заядлого автолюбителя Брежнева) 5 августа 1974 года Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий выдал свидетельство на промышленный образец. Первая предсерийная партия ВАЗ-2121 сошла с тольяттинского конвейера в 1976 году.
Во время ходовых испытаний «Нива» получила конспиративное имя Formika («муравей»): вазовские шильдики заменили буквой F
Поначалу «Нивы» производились небольшими объемами – в день удавалось выпускать по 12-14 машин. Впоследствии темпы производства нарастили, а одно время доля экспортных партий достигала 70%. Машины поставляли даже в Англию и Японию (для этого в восьмидесятых выпускались версии с правым рулем) – на тот момент легкий и простой в обслуживании внедорожник практически не имел конкурентов на мировом рынке. Всего на экспорт отправилось более 700 тыс. автомобилей. На заводы в Греции, Казахстане и Эквадоре, а также на Украине из Тольятти поставляли готовые машинокомплекты.
Внедорожник на тестовых испытаниях
За 45 лет было выпущено почти 2,5 млн компактных внедорожников, который вазовцы называют прародителем сегмента SUV: вопреки расхожему мнению о том, каким должен быть внедорожник, инженеры использовали в конструкции ряд «легковых» атрибутов: несущий кузов, независимую переднюю подвеску и передние дисковые тормоза.
В 1993 году модель пережила обновление, получив индекс ВАЗ-21213. Под капотом разместился 1,7-литровый карбюраторный мотор, которому в пару выделили 5-ступенчатую МКП (прежний 1,6-литровый мотор комплектовался «четырехступкой» от ВАЗ-2106). В результате время разгона до 100 км/ч сократилось до 19 с, а максимальная скорость выросла до 132 км/ч.
Рекламные фото «Нивы» разных лет
Еще через два года свет увидела длиннобазная модификация ВАЗ-2123, которая даже успела побывать у нас на тесте. Правда, под неблагозвучным именем Lada Urban 4x4 5D: в 2001 году бренд Niva был продан совместному предприятию GM-Avtovaz, а «Нивой» стал компактный внедорожник под маркой Chevrolet. Вернуть историческое название удалось только в начале прошлого года, когда «АВТОВАЗ» выкупил у General Motors 50% доли в совместном предприятии. С 2021 года классические «Нивы» имеют приставку Legend.
Lada Niva Legend на конвейере завода в Тольятти
Зарубежные автоэнтузиасты не забывают «Ниву» и сейчас: на минувшем ралли «Дакар-2022» на доработанном ВАЗ-2121 1984 года выпуска гонялись пилоты частной команды Niva Red Legend Team – швейцарцы Марио Якобер и Сладан Мильич
Как ни странно, сейчас именно «Нива» наравне с «Грантой» является самым жизнеспособным проектом российского автогиганта. На фоне ухода западных компаний из России отрасль столкнулась с острым дефицитом сложной электроники: летом с конвейера сойдут первые партии машин без ABS и ESP. Конструкция «Нивы» позволяет без труда отказаться от активных систем безопасности, а значит, у машины есть все шансы отметить и полувековой юбилей на конвейере.
Бонус!
Такую красную «Ниву» в цвет кепки-ушанки точно захотел бы себе герой селлинджеровского бестселлера Холден Колфилд. Конечно, если бы любил машины...