Автомобили

«Ладе Весте» — 10 лет! Путешествие с Запада на Восток
В нынешнем году АвтоВАЗ отметит знаменательную дату: 10 лет назад, в конце 2015-го, на российский рынок вышла ставшая у нас весьма популярной Lada Vesta. Обозреватель «Движка» (в семье которого, к слову, до сих пор верой и правдой трудится «Веста» первых лет выпуска) вспоминает основные вехи в истории вазовской модели и восстанавливает этапы ее технической эволюции. О том, от чего ушел и к чему пришел за 10 лет бестселлер АвтоВАЗа, — в нашем материале.
Ты помнишь, как все начиналось?..
Десять лет назад, в том числе благодаря стараниям тогдашнего президента тольяттинского автогиганта Бу Андерссона, вместо предыдущей флагманской модели Priora АвтоВАЗ начал выпускать Lada Vesta — автомобиль, который до сих пор является флагманом модельной линейки бренда.
Новая модель была призвана вступить в конкуренцию (и потеснить на рынке) бестселлеры тех лет: Kia Rio / Hyundai Solaris (тогда еще первого поколения) и Volkswagen Polo Sedan. (Сравнительный тест Lada Vesta и Hyundai Solaris первого поколения читайте здесь).
По характеристикам и эргономике все эти машины были вполне сопоставимы друг с другом, и водитель «Cоляриса» спокойно пересаживался на «Весту» и наоборот, не испытывая при этом дискомфорта в поисках по салону нужных кнопок.
К продвижению новинки на рынке АвтоВАЗ, надо сказать, подошел нетривиально. Наверняка многие помнят, как вскоре после дебюта «Весты» тольяттинский производитель запустил в соцсетях рекламную кампанию, которую пользователи прозвали «войной невест» («Время прощаться с неВестой», «Наши неВесты не ломаются» и т. д.). В том эпичном противостоянии обозначились, в частности, бренды (и их дилеры) Hyundai, Ford, Citroen, Lifan, Nissan, Audi, УАЗ. И даже Harley-Davidson не остался в стороне!
Новая Vesta, следует признать, действительно получилась удачной. Как следствие — по результатам 2016-го (первого года на рынке) она сходу обошла по объемам продаж в России Volkswagen Polo, выйдя на четвертую строчку по количеству реализованных автомобилей. В 2017-м «Весте» удалось обойти еще одного из основных конкурентов — «корейца» Hyundai Solaris, а в 2018-м — и вовсе завоевать титул самого востребованного в России нового автомобиля. В 2021 году «Веста», к слову, повторила этот успех.
Седан Lada Vesta 2015 модельного года
Эволюция матчасти
Флагман АвтоВАЗа является, помимо всего прочего, его самой динамичной в своем развитии моделью с наибольшим количеством проведенных модернизаций и использованных агрегатов.
Машины первой партии (около 10 тыс. единиц) имели французскую механическую коробку передач JH3, да и вообще автомобиль был собран с использованием довольно большого количества комплектующих европейского производства при стоимости на тот момент средней комплектации на уровне 550 тыс. рублей. Напомним, что подробно о том, из чего и как была сделана Lada Vesta, мы писали в материале, посвященном разбору машины из первой партии, который был опубликован весной 2016 года.
Единственным минусом «Весты» при ее дебюте на рынке было отсутствие автоматической коробки передач. Попытки поставить вместо привычной «механики» «робот» оказались неудачными, несмотря на то что в разработке коробки участвовал концерн ZF, — требовалось проводить периодическую адаптацию, да и замену сцепления, по отзывам владельцев, приходилось производить каждые 40 тыс. км из-за быстрого износа узла. При этом более простая и доступная вазовская модель — народная Lada Granta — оснащалась автоматической гидромеханической коробкой передач Jatco с 2012 года. Но на «Весте» классический «автомат» так и не появился.
Lada Vesta NG 2022 года выпуска
В 2016 году французскую коробку переключения передач JH3 заменила модернизированная коробка Lada 21807 с тросовым приводом механизма переключения. В вариантах силовых агрегатов появился двигатель 21179 рабочим объемом 1,8 литра и мощностью 122 л. с. Однако данный мотор страдал от «масложора», который удалось победить только к 2021 году. Изначально машины с таким двигателем оснащались коробкой передач JR5, но затем она также была заменена на российскую 21807.
В 2017 году поступили в продажу универсал Vesta SW и его кросс-версия SW Cross — и на них впервые появились задние дисковые тормоза. В середине того же года начался выпуск битопливной версии, работающей на бензине и сжатом природном газе. Эта модель получила добавку CNG к названию — такие автомобили продавались до конца 2019 года.
Уровень локализации производства автомобиля тем временем постепенно повышался. В том числе за счет организации производства комплектующих на мощностях российских филиалов европейских компаний-производителей (Bosch, Valeo и других).
В середине 2018 года модернизацию претерпел двигатель Lada 21129 — на днище поршней стали делать специальные проточки во избежание их встречи с клапанами при обрыве ремня ГРМ. Весной 2018-го инженеры АвтоВАЗа изменили также прошивку роботизированной коробки, а в 2019 году на смену роботизированной коробке и вазовскому мотору пришла новая агрегатная пара: двигатель H4M объемом 1,6 литра и мощностью 113 л. с и вариатор Jatco JF015E, что стало более надежным и проверенным решением.
Универсал Lada Vesta SW Cross
В конце января 2019 года начались продажи спортивной версии «Весты». Такие машины выпускало подразделение Lada Sport, и оснащались они все тем же двигателем 21179 объемом 1,8 литра, но перенастроенным и форсированным до 145 л. с.
Новая история
22 февраля 2022 года началось производство рестайлинговой Vesta NG — изменения коснулись, в частности, внешности и интерьера популярной модели. Модернизированный автомобиль определенно ждал успех на рынке, но… С началом СВО западные поставщики, в том числе локализованные в России, перестали поставлять детали, произошел разрыв и с «Группой Renault» — и производство Lada Vesta остановилось уже к 5 марта из-за нехватки комплектующих. Начался в буквальном смысле лихорадочный поиск новых поставщиков и процесс освоения новых деталей. К сожалению, большинство вновь найденных комплектующих было не локализовано в России, а освоено за счет китайских производителей.
В августе того же года «Весту» начали переносить с одной производственной площадки на другую: из Ижевска в Тольятти, и только в марте 2023 года автомобили стали поступать в продажу. Впервые на Lada Vesta появился 8-клапанный двигатель 11182 — как временное решение до окончательной локализации двигателя 21129. Первые локализованные Vesta NG, кстати, имели ряд проблем с электроникой, которые устранялись только дополнительными прошивками.
В начале 2024 года на конвейер встал доработанный 1,8-литровый двигатель, получивший название 1.8 EVO, в его конструкции были устранены некоторые «болячки» мотора 21179. В феврале того же года на «Весту» вернулась автоматизированная коробка передач — на машину начали устанавливать вариатор CVT18 производства китайской компании WanLiYang (тест-драйв Vesta 1.8 AT читайте здесь). А в апреле перестали устанавливать «временный» 8-клапанный мотор 11182.
Осенью 2024-го АвтоВАЗ предпринял попытку сделать из Весты «автомобиль для чиновников» — Lada Aura, однако стоимость такой машины оказалась чрезмерно высокой, и спросом эта модель не пользуется до сих пор. В Петербурге, например, по данным телеграм-канала AutoRunSPb, за первое полугодие было продано всего… 17 таких автомобилей.
В начале года нынешнего Lada Vesta получила еще одну новую версию: с мотором 1.8 EVO и 6-ступенчатой механической коробкой передач уже упомянутого производителя WanLiYang. (Этот автомобиль мы также разбирали — обо всех подробностях читайте в нашем материале.) Кроме того, АвтоВАЗ анонсировал планы по возобновлению выпуска битопливной Vesta CNG.
Седан Lada Vesta NG с мотором 1.8 EVO и 6-ступенчатой «механикой»
Каков итог?
Констатируем, что АвтоВАЗу удалось создать действительно народный автомобиль, который с самого начала смог соперничать в своем классе с весьма сильными конкурентами и дважды в своей истории становился самым продаваемым автомобилем года. Машины семейства Vesta показали себя довольно неприхотливыми, кузова их имеют хорошую устойчивость к коррозии — даже по прошествии 10 лет в местах, где было повреждено лакокрасочное покрытие, точек ржавчины не наблюдается.
Печально, что с течением времени локализация деталей постепенно перемещалась с Запада на Восток — и теперь Vesta вместо европейских и российских комплектующих имеет большое количество китайских деталей (в их числе уже и коробки передач). Вследствие чего и количество нареканий к машинам линейки NG увеличилось. Посмотрим, удастся ли АвтоВАЗу справиться с новым для него вызовом и смогут ли нынешние «Весты» прослужить своим владельцам хотя бы те же 10 лет.
Фото: журнал «Движок»; архив редакции