Колонка редактора

«Вперед и вверх!» Цены на запчасти в России будут только расти
Сеть станций техобслуживания FIT Service не так давно обнародовала результаты собственного исследования динамики цен на автозапчасти в России по итогам первых пяти месяцев 2024 года. Как выяснили специалисты сети, за отчетный период запчасти на нашем рынке подорожали в среднем на 13% по сравнению с периодом с января по май 2023 года. Что будет с ценами дальше и к чему готовиться рядовому автомобилисту?
Как отмечают аналитики FIT Service, динамика цен на автозапчасти на нашем рынке в нынешнем году весьма существенно различается в зависимости от товарной группы. Наименьший рост цен, например, был зафиксирован в категории расходных материалов для машин популярных в России марок, а наибольший — в таких группах, как «пневмосистема» и «рулевое управление». При этом по некоторым позициям рост цен в январе — мае достигал 40–50%.
На этом фоне практически не изменились розничные цены на кузовные элементы для машин ряда популярных брендов. Зато существенно выросли средние цены на запчасти для китайских автомобилей. Причем динамика стоимости расходников для них практически сравнялась с темпами роста цен на расходные материалы для «европейцев», «корейцев» и «японцев».
Что будет дальше, спрогнозировать несложно: средние цены на автозапчасти в России в ближайшем будущем продолжат расти. И дело не только в том, что мировые бренды с нашего рынка ушли, а те марки, которые пришли им на смену, ожидаемо повысили цены до уровня грандов. На цены сегодня влияет целый ряд факторов, толкающих их исключительно вверх.
Прежде всего это все, что связано с логистикой. Здесь и дефицит кадров (в частности, нехватка водителей), и проблемы с пропускной способностью российской железнодорожной сети на восточном направлении, и рост цен на бензин и дизельное топливо в России, и повышение расценок на аренду контейнеров в Китае, из-за того что торговым судам приходится идти в Поднебесную через мыс Доброй Надежды, и рост стоимости прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы с 1 июля нынешнего года.
Вторая группа факторов — проблемы в финансовой сфере. В частности, трудности с трансграничным движением средств и проведением оплаты в адрес зарубежных (в том числе китайских) контрагентов. Об этом «Движку» в последнее время рассказывали и под запись, и в режиме Off-the-record многие игроки российского рынка запчастей. По их словам, каждую транзакцию теперь приходится обрабатывать едва ли не в ручном режиме.
Пока участники рынка сходятся во мнении, что указанные проблемы так или иначе разрешатся. Бизнес, по словам наших собеседников, найдет выход всегда. Однако что-то нам подсказывает, что эти поиски будут сопровождаться дальнейшим удлинением логистического плеча и ростом транзакционных и комиссионных издержек. Ну а на кого они в итоге будут переложены, догадаться нетрудно: на конечного потребителя, разумеется. Действие такого фактора, как инфляция, тоже, естественно, никто не отменял.
В общем, как пелось в известной песне, «не прячьте ваши денежки по банкам и углам!» Запчасти на российском рынке послепродажного обслуживания автомобилей в обозримой перспективе будут только дорожать.