Колонка редактора

«Вперед и вверх!»: цены на новые автомобили в России будут расти и дальше
Прогнозы в спорте и экономике — дело, как известно, неблагодарное. Вместе с тем в России есть две категории товаров, динамику цен на которые прогнозировать легко, даже не будучи маститым экономистом: речь про бензин и новые автомобили. И то и другое в нашей стране будет только дорожать.
Если всякий раз, приходя в салон какого-либо автодилера или изучая прайс-листы на сайтах представленных в России автопроизводителей, вы вспоминаете популярную некогда песню с рефреном «Эй! Что происходит?», — у нас для вас плохие новости: новые машины в обозримой перспективе будут дорожать и дальше. Причем не только в нашей стране.
Одна из главных причин — общемировая инфляция, темпы роста которой стали в середине нынешнего лета главной темой для обсуждения среди ведущих экономистов, финансистов, инвесторов, а также в главных международных деловых изданиях. Если вкратце — эксперты называют инфляцию своего рода расплатой за весьма быстрое восстановление мировой экономики (прежде всего в развитых странах) после «коронакризиса» и постепенного снятия карантинных ограничений.
Там, где инфляция, — там, естественно, дорожает практически всё, и прежде всего, как говорили когда-то, товары народного потребления: от продуктов питания до бытовой техники. При этом цены на автомобили, вероятнее всего, будут расти темпами, превышающими средние темпы инфляции как во всем мире, так и в нашей стране.
Толкать их вверх станет целый ряд дополнительных факторов, среди которых и рост цен на металлы и сырье, и нехватка микросхем для электронных систем, и перебои в поставках компонентов, спровоцированные, в частности, небезызвестным «контейнерным кризисом» (не к ночи, как говорится, будь помянут).
В России небольшое преимущество в этих условиях получат, скорее всего, те автопроизводители (и покупатели их машин), что вложились ранее в производство на территории нашей страны и, главное, добились высокой доли локализации. Речь в первую очередь о концернах Hyundai-Kia, Renault-Nissan-Mitsubishi-АвтоВАЗ, Volkswagen Group, Toyota Motor и частично об альянсе Stellantis: их автомобили российской сборки, возможно, будут дорожать не столь быстрыми темпами, как остальные (с невысоким процентом локализации).
Сдерживать рост цен на свои машины, вероятно, будут также представленные у нас китайские производители — прежде всего Great Wall Motor и бренд Haval, а также Chery и Geely. Наиболее серьезные инвестиции в производство на территории России сделал Haval, уже выпускающий у нас целую линейку машин и намеренный построить в РФ не только завод по производству двигателей, но и локальный центр исследований и разработок. Именно автомобили Haval и будут дорожать медленнее остальных «китайцев».
Однако «дорожать медленнее остальных» не означает не дорожать вообще! И какой бы высокой ни была степень локализации продукции у того или иного автопроизводителя, переписывать ценники в сторону увеличения так или иначе будут все. Часть покупателей из-за этого, вероятно, отложит приобретение нового автомобиля на потом, часть уйдет на вторичный рынок; спрос из-за этого, возможно, перестанет расти столь быстрыми темпами, что наблюдались в первом полугодии, и на этом фоне цены, вероятно, вырастут еще сильнее.
В общем, если сегодня ситуация, когда, скажем, новых автомобилей Lada дешевле полумиллиона с лишним рублей не существует в природе, вам кажется сюрреалистической — готовьте свою нервную систему (и кошелек) к худшему: этот психологический барьер будет отодвигаться всё дальше и дальше!..
Фото: журнал "Движок"