Колонка редактора

В автобизнесе работают самые несчастливые люди
Довольно интересное исследование провели эксперты самого известного в России кадрового агентства HeadHunter. Специалисты сферы HR путем опросов респондентов выяснили уровень счастья работников тех или иных сфер деятельности. Конечно, объективность подобных опросов и искренность ответов всегда является поводом для сомнений, однако результаты выглядят довольно показательно. Судя по ним, самые несчастливые люди сегодня работают в сфере автобизнеса, и это легко объяснимо.
Итак, работники сферы российского автобизнеса из 10 возможных баллов оценили чувство своего счастья от работы в 4,4 балла — это худший показатель среди сотрудников всех профессий, принявших участие в опросе. Собственно, если попытаться проанализировать причины, выяснится, что ничего удивительного в этом нет. Ни в одной составляющей части автомобильной индустрии нашей страны у сотрудников нет четкой уверенности ни в сегодняшнем, ни, главное, в завтрашнем дне.
Взять основу нашего автопрома — производство. Тенденция всех последних лет — сокращение выпуска автомобилей, закрытие сборочных площадок, уход из России иностранных брендов, перепродажа производственных мощностей и сокращение персонала в силу как экономических, так и технологических причин. Фактически автопроизводство в России сегодня держится на государственных дотациях, даже не исчезновение, а сокращение которых ставит под вопрос будущее целых производственных кластеров, а следовательно, и их сотрудников. Кроме того, большая часть автомобильного производства в России — это либо полностью иностранные компании, либо совместные предприятия, которые работают в режиме принудительной кооперации. А международные концерны заинтересованы в первую очередь в получении прибыли, а не в социально-трудовом устройстве жизни в России, о чем часто говорят открыто.
Розничная реализация автомобилей — вообще головная боль российской автоиндустрии. Развивающаяся в хаотичном режиме (как, кстати, многие торговые отрасли в России), дилерская сеть достигла переизбытка торговых площадок и в результате стресс-теста в виде кризиса 2014–2015 годов с грохотом обвалилась, похоронив вместе с собой тысячи рабочих мест. Те, что остались, ведут ожесточенную борьбу за каждого потенциального покупателя, даже если тот случайно зашел в автосалон в туалет.
Схожая ситуация произошла и в третьем сегменте российского автопрома — послепродажном и постгарантийном обслуживании. Только в этот сектор кризисные явления докатываются с отсрочкой, пока владельцы новых машин выкатывают гарантию. Однако и здесь война за обнищавшего клиента идет полным ходом. Если дилерских центров по стране насчитывается около 3 тыс. штук, то сервисным обслуживанием занимается свыше 76 тыс. предприятий. При том что количество обслуживаемых автомобилей, вышедших с гарантии после обвала 2014 года, сократилось вдвое.
Вывод: автомобильный бизнес в России — одна из самых уязвимых и самых зависимых от экономических потрясений сфер деятельности, на защиту которой государство обращает внимание точечно и дозированно. Автомобиль, конечно, в России давно не роскошь, однако его покупка остается уделом узкой прослойки среднего класса. Причем в сложной ситуации люди победнее отказываются от покупки вообще, а те, кто побогаче, вкладывают деньги в более рентабельную сферу, в частности в недвижимость. В результате автобизнес, как и его сотрудники, оказывается под двойным ударом — извне и изнутри, лишаясь среднесрочных перспектив и оставаясь с покрытым туманом будущим, оцененным по рейтингу HeadHunter в 4,4 балла.
P. S. Ради объективности картины стоит сказать, что самые счастливые сотрудники — работники сферы медицины (что довольно спорно, учитывая все проблемы здравоохранения в нашей стране) — оценили свой индекс счастья всего лишь в 6,1 балла из 10 возможных.