Колонка редактора
«Ударим субсидиями по сокращению спроса!» Как Минпромторг будет бороться с падением продаж на авторынке
В первых числах июля глава Минпромторга РФ Антон Алиханов предупредил российских сенаторов об опасности падения продаж новых автомобилей в нашей стране по итогам 2025 года на 40%. И рассказал о том, как его министерство намерено избежать столь негативного сценария развития ситуации на авторынке. Если вкратце, то ничего нового подчиненные г-на Алиханова не придумали, а главными бенефициарами разработанных мер станут те, кому и без того гарантирована господдержка.
В нынешних бедах, преследующих авторынок, глава Минпромторга ожидаемо обвинил Центробанк с его жесткой денежно-кредитной политикой. «В этом году, к сожалению, с учетом ставки, с учетом дополнительных условий, которые были введены Центральным банком в части автокредитования, кредитование практически заморожено. И мы видим серьезное падение, минус 28%, но предпринимаем меры, которые нам позволят избежать планируемого, исходя из динамики, которую мы видим, 40%-го падения. Есть предложения относительно того, как этого не допустить», — цитирует агентство «Интерфакс» заявление г-на Алиханова, прозвучавшее в ходе его выступления на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.
С разъяснением того, что это за меры, министр тянуть не стал и рассказал о них буквально на следующий день в рамках прошедшего там же, в Совфеде, правительственного часа. По словам А. Алиханова, в Минпромторге увеличат скидки на машины, предусмотренные в механизмах поддержки спроса на авторынке, а также восстановят программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
«Чтобы не допустить прогнозируемой 40%-ой просадки продаж, мы будем увеличивать скидки по нашим механизмам поддержки спроса, а также мы полноценно восстанавливаем программы „Первый автомобиль“ и „Семейный автомобиль“», — приводит «Интерфакс» заявление министра на правительственном часе в верхней палате российского парламента.
Насколько эффективными окажутся заявленные меры, гадать пока бессмысленно — по крайней мере до тех пор, пока не опубликованы основные параметры восстанавливаемых программ, а также неизвестен размер той скидки, что станет доступна покупателям после ее увеличения. Кроме того, многое будет зависеть от того, сколько средств будет выделено правительством на финансирование программ стимулирования спроса до конца года. Если, как это не раз уже бывало в прежние годы, все выделенные деньги будут израсходованы за считаные месяцы активного действия программ, существенного влияния на рынок такая поддержка не окажет.
Опыт предыдущих лет также подсказывает, что максимальный эффект от программ господдержки Минпромторга — порядка 250–300 тыс. дополнительно проданных автомобилей. На сегодняшний день динамика продаж на рынке такова, что за 2025 год будет продано порядка 1,3 млн новых машин. Поэтому максимум, на который может рассчитывать профильное министерство, — это выход авторынка за счет госпрограмм на уровень прошлого года.
Что же до бенефициаров «старых новых» мер стимулирования спроса, то, учитывая, что распространяются они на относительно бюджетные автомобили российской сборки, максимальный профит от внедрения обновленных госпрограмм получат прежде всего отечественные автопроизводители — АвтоВАЗ, УАЗ, да автозавод «Москвич». Из иностранцев — разве что GWM (если его бестселлер Haval Jolion уложится в ограничения по стоимости автомобилей, участвующих в программах стимулирования спроса). Объединяет их всех, как нетрудно догадаться, то, что умереть им не дадут ни при каких обстоятельствах. А уж как будет оформлена господдержка (в виде программ стимулирования спроса или прямых субсидий) — вопрос второй, если не третий.
Одним словом, от падения продаж и сокращения спроса страдают все, а чиновники из профильного министерства по-прежнему делят игроков рынка на тех, кто Too big to fail, и всех остальных. Так что, повторимся, ничего нового...
Фото: журнал "Движок"