Колонка редактора

«Правильный руль левым не назовут!» Зачем власти опять «наезжают» на праворульные машины и что из этого выйдет?

«Правильный руль левым не назовут!» Зачем власти опять «наезжают» на праворульные машины и что из этого выйдет?

С тех пор как в нашу страну стали поступать первые иномарки, российские власти с упорством, безусловно достойным лучшего применения, пытаются то ограничить, а то и вовсе запретить эксплуатацию в РФ машин с правосторонним расположением руля. Происходит все по стандартной схеме: выдвигаются громкие инициативы, устанавливаются очередные дедлайны, затем эти же инициативы наталкиваются на самое настоящее сопротивление снизу, после чего инициаторы благополучно осаживают назад. И вот опять: очередное письмо правительству с просьбой «рассмотреть» и «принять меры». Неужели на этот раз, как говорится, прокатит?

Автором новой инициативы стал сенатор. Причем не рядовой член Совфеда, а глава комитета по экономической политике Андрей Кутепов. Он выдвинул кабмину предложение разработать «регуляторные или ограничительные меры для поэтапного отказа от праворульных автомобилей» (цитата из публикации «Коммерсанта»). В своем письме Денису Мантурову (вице-премьеру, ответственному за развитие промышленности) сенатор высказался за стимулирование замены автомобилей с правым рулем на «более безопасные» транспортные средства, сославшись на данные о росте числа ДТП с участием «праворуких» машин.

Действовать г-н Кутепов предлагает методом кнута и пряника. «Важно, чтобы регуляторные или ограничительные меры носили плановый поэтапный характер и сочетались со стимулирующими мерами: такими, как, например, государственные программы субсидирования для граждан, принявших решение о покупке нового автомобиля», — цитирует «Ъ» письмо сенатора вице-премьеру.

«Уж сколько раз твердили миру!..» — хочется сказать г-ну Кутепову. Нет, не про лесть, а про то, что Дальний Восток и бóльшая часть Сибири в массовом порядке ездят на праворульных машинах не потому, что местным водителям доставляет особое удовольствие орудовать рычагом коробки передач или настраивать мультимедиасистему левой рукой, а потому что именно «праворукие» «японки» — едва ли не единственные по-настоящему массово доступные автомобили в большинстве российских регионов восточнее Урала.

Прежде всего это касается, конечно, Приморского края: морские пути торговли с зарубежными странами там исторически развиты, с морем и логистической сферой так или иначе связана значительная часть населения, а жители Японии, в свою очередь, имеют привычку довольно часто менять машины на новые, так что спрос ожидаемо рождает предложение — к взаимному «профиту» сторон!

Что же до статистики аварийности «праворуких» машин, которую приводит сенатор, то число ДТП с их участием растет не по причине того, что они представляют какую-то особую опасность на дорогах, а из-за того, что их становится все больше. А это, в свою очередь, происходит из-за постоянного роста цен на новые машины. Народ в связи с этим покупает все больше автомобилей с пробегом и все меньше — новых. Отсюда — рост числа машин со значительным пробегом на дорогах страны (в том числе и праворульных — в тех регионах, где они занимают значительную долю в активном автопарке).

Как стимулировать российских автомобилистов покупать больше леворульных автомобилей и меньше смотреть в сторону «праворуких» «японок»? Только одним способом: сделать так, чтобы новые леворульные машины стали по-настоящему доступными в Сибири и на Дальнем Востоке. Но тут все упирается в крайне ограниченный объем предложения в бюджетном сегменте российского авторынка.

По данным агентства «Автостат», самые востребованные автомобили на вторичном авторынке нашей страны — те, что продаются в ценовых диапазонах до 500 тыс. рублей и от 500 тыс. до 1 млн. Посчитать количество моделей, доступных в указанных ценовых сегментах на нашем первичном рынке, можете сами. (Спойлер: пальцев одной руки хватит с запасом.) И до тех пор, пока сохраняется подобная ситуация, всякие попытки ограничить или запретить праворульные машины неизменно будут наталкиваться на сопротивление того самого «глубинного народа».

Фото: пресс-служба Toyota Motor 

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
197

Самые популярные

Автоновости

Тест-драйвы