Колонка редактора
Потенциал роста или признак надвигающегося кризиса? О чем говорит статистика российского автосервисного рынка за 2024 год
Эксперты аналитического агентства «Автостат» подсчитали емкость российского рынка автосервисных услуг для легковых машин по итогам 2024 года. А также выяснили, каков объем рынка услуг по ТО и ремонту автомобилей и по другим ведущим работам и какую долю (в процентах и в деньгах) на нашем рынке автосервиса занимают официальные дилеры и независимые мастерские. Что скрывается за представленными цифрами?
По информации агентства, полученной при подготовке отчета «Рынок автосервиса в России», в минувшем году емкость отечественного рынка услуг автосервиса для «легковушек» составила 1,002 трлн рублей. Соответствующий показатель рассчитывался на основе данных по 69 регионам РФ, в которых числится около 97% парка легковых автомобилей страны. При этом учитывались объемы рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (594,2 млрд руб.) и ведущим услугам (408,2 млрд руб.).
Как отмечают в агентстве, в минувшем году доля официальных дилеров в общем объеме рынка услуг по ТО и ремонту в РФ составила 8% (в деньгах это 47,3 млрд рублей). Доля независимых СТО в 2024 году была более чем в 4,5 раза больше, чем у «официалов»: 38% или 225,3 млрд в денежном выражении.
Потенциал рынка (имеются в виду работы, выполняемые самими автовладельцами или частными механиками) аналитики «Автостата» оценили в 321,6 млрд рублей (54%). В расчет здесь бралась исключительно стоимость работ – без учета затрат на запчасти и необходимые «расходники».
Именно последние цифры наиболее интересны и показательны в этом исследовании. Участники и аналитики рынка послепродажного обслуживания автомобилей давно заметили, что в России в кризисные времена растет доля услуг категории DIY (Do It Yourself или «Сделай сам»). Иначе говоря, в годину кризиса наши соотечественники, вместо того, чтобы обращаться на СТО, предпочитают покупать запчасти и расходные материалы в розничных магазинах и выполнять необходимые работы по обслуживанию своих машин самостоятельно. Или же поручать ТО и ремонт знакомым механикам.
Так было и во время кризиса 2008-2009 годов, и в 2014-2015 гг. В середине 2010-х в нашей стране стал даже развиваться рынок так называемых «сервисов самообслуживания». Так, по всей видимости, происходит и сейчас: обратите внимание, что даже суммарно объем работ (в деньгах), выполненных в прошлом году официальными дилерами и независимыми СТО (272,6 млрд руб.), не «перекрыл» объем сегмента DIY (321,6 млрд). О чем это говорит?
Во-первых, тренд на переход автовладельцев от дилерских СТО к независимым по истечении срока гарантии на машину переломить так и не удалось: народ, как и прежде, «уезжает» от «официалов». Во-вторых, автовладельцы стали экономить. И начали не только меньше ездить, но и чаще обслуживать и чинить свои машины самостоятельно. При этом для автосервисной отрасли ситуация снижения среднегодовых пробегов существенно хуже, чем та, при которой автовладельцы ездят, как раньше, но экономят на обслуживании. Поскольку в первом случае меньше вероятность каких-либо поломок и меньше потребность в плановом ТО.
Добавим к этому недавнюю инициативу правительства по обязательной маркировке запчастей (от чего они не смогут не подорожать), а также увеличившуюся с 1 января ставку налога на прибыль для бизнеса с прежних 20% до 25%, и получится, что объем сегмента DIY в 321,6 млрд рублей – это не «потенциал рынка», а признак надвигающегося кризиса. Причем как на рынке автосервиса, так и в российской экономике в целом.
Фото: журнал "Движок"