Колонка редактора

Порядок на дорогах России — опасность для региональных бюджетов страны
Осенью 2019 года во властных кабинетах вновь был поднят вопрос о снижении нештрафуемого порога скоростного режима с 20 до 10 км/ч. Споры между разными ведомствами и чиновниками по поводу актуальности этих изменений ведутся с момента вступления в силу новой нормы, еще с 2013 года. И вот новая волна. Почему же жалкие 10 км/ч — настолько острая проблема для такого количества власть имущих?
Как говорится, если чего-то не понимаешь, значит, дело в деньгах. И правда, если перейти от законодательного анализа к финансовому, ответы на многие вопросы оказываются на поверхности.
Первое, что всплывает, — статистика по нарушениям ПДД российскими автовладельцами. Догадаетесь, какое самое распространенное нарушение в России? Правильно, превышение скорости. Причем оно не просто распространенное, а фактически определяющее: 76,3% от всех нарушений, по статистике за 2018 год. Соответственно, штрафы за превышение скорости — главный источник поступления денег за нарушения ПДД в региональные бюджеты. Причем суммы эти колоссальные, и измеряются они порой миллиардами, особенно в крупных городах. В Москве, например, в прошлом году было собрано 26,8 млрд рублей.
Количество поступающих от штрафов денег (даже с учетом скидок и неуплат) настолько велико, что соответствующая статья давно и официально внесена в структуру формирования государственных бюджетов регионов, причем в одном ряду с налогами. Более того, региональные власти даже составляют прогноз штрафов на будущий год и контролируют выполнение плана по их сборам. Например, в Тверской области, известной автомобилистам по рекордному количеству камер на дорогах, штрафы за нарушение ПДД составляют 97% бюджетных поступлений вообще от всех наказаний и предписаний в регионе.
То есть, если переводить ситуацию из финансовой сферы обратно в социально-правовую, то получается, что региональные власти нашей страны официально закладывают план по количеству правонарушений ПДД, а следовательно, и по количеству ДТП, пострадавших и трупов на дорогах, которые затем в виде штрафов за нарушения, приведшие к этим трагедиям, пересчитываются в рубли и поступления в бюджет. Таким образом, порядок на дорогах России и законопослушные автомобилисты — это финансовая катастрофа для региональных бюджетов.
Допустить снижения «штрафных» поступлений в казну никак нельзя, ведь параллельно с формированием доходной части бюджета планируется и расходная, где эти деньги уже как бы распределены и потрачены. Чиновничья проблема заключается в том, что и увеличивать статистику по правонарушениям тоже нельзя. В стране-то официально объявлена программа улучшения безопасности и снижения смертности на дорогах. Размеры штрафов тоже повышались несколько раз, и лимит по многим позициям исчерпан.
Что же делать, чтобы повысить собираемость штрафов при снижении количества правонарушений? Правильно: снижать порог применяемости наказания, например нештрафуемый номинал превышения скорости. По сути, никакого нового закона не вводится, увеличения размера штрафа не происходит, а количество поступлений в бюджет резко возрастает. Эврика!
Почему же тогда об этом действенном способе вспомнили только сейчас? На самом деле с повестки дня эта тема не снималась никогда. Просто теперь острее встал вопрос наполнения региональных бюджетов. Снижение доходов населения привело к тому, что люди стали меньше и внимательнее ездить, а значит, меньше нарушать.
По данным статистики, Москва за 2018 год потеряла около 1,3 млрд рублей на собираемости штрафов. Однако в прогнозе столичных властей и на 2019-й, и на 2020-й, то есть с момента предположительного введения новых норм, уже стоят положительные цифры... Ничего личного, просто бизнес.