Колонка редактора
Огосударствленный АвтоВАЗ как символ «структурной трансформации» экономики России
В последние дни весны российский автогигант АвтоВАЗ вновь стал государственным не только с формально-юридической точки зрения, но и де-факто. Предприятие возглавили «государевы люди»: президентом АвтоВАЗа стал бывший министр транспорта РФ Максим Соколов, а председателем совета директоров — действующий глава Минпромторга Денис Мантуров. Последний сохранил при этом министерскую должность.
Чем это обернется для тольяттинского завода в долгосрочной перспективе, будет ясно несколько позже, но уже сейчас становится понятным курс, которым поведет АвтоВАЗ новое руководство. Одним из первых решений новых топ-менеджеров стало объявление о расторжении действующих контрактов со специалистами Renault, работавшими на заводе (главным образом — в инженерном отделе).
Что это означает, объяснять, думается, не надо: в мыслях у новых топ-менеджеров — полный отказ от французских платформ и технологий. Условную «Ладу Duster», таким образом, мы вряд ли когда-либо увидим на дорогах, равно как и новые модели семейства Logan/Sandero российской сборки.
Под нож также пойдет проект новой Lada Granta, разработка которой выходила уже на финишную прямую (машина должна была появиться на рынке в 2023 году), поскольку эта модель строилась на основе модульной платформы CMF-B альянса Renault-Nissan. В раздел «Несбыточные мечты» заводского архива отправится проект новой «Нивы», которая должна была быть построена на основе нового «Дастера».
«Будем выпускать свое!» — говорят новые топ-менеджеры и заводчане из числа тех, кто их поддерживает. Чем именно из «своего» располагает сегодня АвтоВАЗ, припомнить несложно: нынешняя «Гранта» в «упрощенной» версии (читай: без ABS и подушек безопасности), Niva Legend (старушка «Нива», ведущая свою историю с 70-х), Niva Travel (она же — Chevy Niva, разработка которой стартовала в 80-х); возможно, придется смахнуть пыль с технической документации «Приоры» (по сути дела — «десятки», которая пошла в серию в середине 90-х).
Иными словами, только-только завод начал улучшать финансовые показатели и встраиваться в глобальный автопром с его технологиями не только производства, но и подходов к нему, как бывшие и действующие чиновники, вставшие у руля, решили развернуть этот корабль и, поставив все паруса, повести его в обратном направлении. Иллюзий здесь быть не должно: курс, которым ведут судно, называется не «Новые горизонты», а «Консервация технологического отставания от лидеров индустрии».
И дело вовсе не в персоналиях: фамилии новых «рулевых» могли бы быть совсем другими — суть дела от этого не поменялась бы. Дело в том, что государство (и это давно уже подтверждено как научными исследованиями, так и эмпирическим путем) — мягко говоря, не самый эффективный собственник. Регулятор, законодатель, арбитр в спорах — в этих ролях ему замены нет, но участником рынка государство быть не должно. И уж тем более его представители не должны управлять ведущими предприятиями крупной отрасли — как минимум потому, что конфликт интересов в этом случае практически неизбежен.
В общем, на примере АвтоВАЗа становится ясно, что такое «структурная трансформация» экономики, о которой в последнее время все чаще говорят в руководстве ЦБ: стремление вариться в собственном соку, застой и технологическое отставание. Ну а главными новинками бренда Lada в ближайшие годы будут новые модификации старых добрых «Гранты» и «Нивы»...
Фото: журнал "Движок"