Колонка редактора

Очищение вирусным огнем
Планетарная напасть уникального масштаба в виде коронавируса перевернула с ног на голову всю деятельность человечества, обнажив такое количество экономических и социальных проблем, что не выдержали даже самые богатые и развитые страны мира. Многие сферы, само собой, задеты и в России, среди которых нас в первую очередь интересует автомобильная отрасль, паника в которой особенно заметна: игроки автобизнеса в программу поддержки государством попали лишь косвенно. А может, оно и к лучшему?
Итак, обвал мировой экономики и авторынка в частности грозит очень серьезными неприятностями, однако в контексте состояния России и западных стран эти проблемы сильно различаются.
По последним данным, в странах Европы просадка авторынка за месяц достигла 70–80%. Однако утверждение это не совсем верное: люди хотели бы иметь возможность купить машину, но не могут этого сделать по причине закрытия шоурумов на карантин. У нас же ситуация иная: просадка автобизнеса — прямое следствие прежде всего падения покупательской способности. Автосалоны закрываются не столько из-за карантина, сколько из-за отсутствия покупателей, последние из которых ринулись в автосалоны, чтобы в очередной раз сбросить наличные деньги после очередного обвала курса рубля.
Причем что автопроизводители, что представительства остальных брендов, что официальные дилерские сети достаточно взвешенно реагируют на проблему. Те, у кого есть производства, обоснованно рассчитывают на государственную поддержку. Дилеры, в свою очередь, запросили помощи у Ассоциации европейского бизнеса и властей своих регионов. Представители экспертного сообщества не скрывают, что этот кризис, идущий внахлест, уже точно переживут не все. Но какой-то паники по этому поводу нет: есть ощущение, что для части игроков рынка это просто был последний гвоздь.
И если взглянуть на статистику, можно подумать, что это даже к лучшему. Дело в том, что на сегодняшний день предложение авторынка как минимум вдвое превосходит спрос, причем тенденция эта — долгосрочная. Если посчитать количество проданных автомобилей с 1998 (с дефолта экономики РФ) по 2019 год, то выяснится, что средневзвешенное значение за указанный период составляет 1,67 млн новых автомобилей в год — это реальная среднегодовая емкость крайне волатильного российского авторынка. За 22 года развития наблюдалось лишь два всплеска — в 2007–2008 и 2011–2012 годах, когда было продано под 3 млн автомобилей. И оба имели внешнюю подпитку, вызванную беспрецедентным, но коротким взлетом цен на нефть, который в нашей стране сопровождался кредитно-потребительским бумом. То есть два двукратных взлета авторынка на фоне 22 лет развития — это фактически аномалия. И это отлично видно сейчас, когда в кризис цифры продаж откатываются именно к средневзвешенному значению.
Беда в том, что автобизнес от жадности заложился именно под аномальные значения, построив беспрецедентное количество центров продаж, которые сегодня массово схлопываются. Более того, подогревали автомобильный пузырь мировые аналитические агентства, предрекающие России чуть ни первое место в Европе по продажам машин. Как мы уже знаем, прогнозы горе-аналитиков полностью провалились.
Опять обращаемся к статистике. Средневзвешенное значение проданных машин одним автосалоном у самых успешных автомобильных брендов, например таких, как Kia, Hyundai или Renault, составляет 70–80 штук в месяц. Именно такое количество позволяет более-менее уверенно стоять на ногах. Скажем, в 2019 году продажи Kia превысили 100 машин с центра.
Однако среднее значение по году выглядит куда печальнее: 3513 дилеров продали в 2019 году 1 759 532 автомобиля, или 45 автомобилей с центра. То есть на 35–45% меньше устойчивой нормы с салона. По городам дела обстоят еще хуже. Во втором по богатству городе России — Петербурге — в 2019-м на 300 дилеров пришлось 96,2 тыс. авто, или 27 единиц с одного салона, что на 60–65% хуже устойчивой нормы. И это — внимание! — еще без учета обвала рубля и коронавируса!
Переводя на русский язык, число дилерских центров в России вдвое превосходит реальные потребности людей, а по отдельным регионам «лишних» — две трети!
Очищение рынка от такого количества «лишних» торговых предприятий можно было бы признать благом, если бы не одно но: людям некуда идти работать. Схлопнувшаяся из-за эпидемии торгово-развлекательная индустрия оголила главную проблему экономики России: минимальный процент производственного сектора. За время рыночных реформ вместо десятков тысяч заводов мы получили сотни тысяч магазинов, минимум наполовину зависящих от импортных товаров, которые не по карману большинству населения...