Колонка редактора

Маленькое недопонимание или большая победа?
Этим летом в мире российского авторемонтного бизнеса случился скандал: Евразийская экономическая комиссия подготовила поправки к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которым подразумевался запрет на использование «бэушных» и восстановленных запчастей. На дыбы тут же встали активисты сервисного сообщества, которые в рамках нового объединения РАСТО выступили категорически против нововведений. К началу августа ситуация вроде бы прояснилась, однако кто из противоборствующих сторон добился своего, понять до конца так и не получилось.
Итак, суть реформы заключается в том, что в рамках союзного законодательства в целях обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств вносятся существенные изменения в технический регламент. Так, например, популярный чип-тюнинг попадает в раздел конструктивных изменений автомобиля и потребует обязательной регистрации в ГИБДД. В этом же разделе оказываются любые автопеределки — от лимузинов до маршруток. Причем последние переделывать из грузовых фургонов просто запрещается. Под запрет попадает и переделка подержанной спецтехники, а также многострадальные «праворукие» автомобили.
Однако главным камнем преткновения стал раздел, где говорится о том, что отныне при ремонте авто нельзя будет использовать целый список бывших в употреблении или восстановленных запасных частей. Фактически в воздухе повисает вообще весь бизнес авторазборок, а также так называемого «ребилда», то есть заводского и незаводского восстановления агрегатов. Ну а главный удар наносится по кошелькам обычных автовладельцев (и, считай, по СТО), которым придется искать исключительно новые запчасти, например агрегаты в сборе, стоимость которых в новом состоянии порой превосходит цену ремонтируемого подержанного автомобиля. Собственно, именно сервисные станции первыми забили в колокола, поскольку нововведения грозили серьезно ударить по их бизнесу.
Как ни странно, власть открещиваться от претензий не стала, а, наоборот, согласилась созвать членов Общественной палаты, где вместе с представителями РАСТО попыталась понять суть претензий. В результате выяснился любопытный факт: в изначальном тексте нового техрегламента, оказывается, было маленькое уточнение, которое в корне меняло суть проблемы. Поправки, касающиеся запрета установки ряда подержанных запчастей на транспорт, касались исключительно автопроизводителей, а не рядовых граждан и СТО. Причем главным образом тех, кто занимается тюнингом и переделкой транспортных средств. И официальные представители Минпромторга подтвердили, что речь идет именно об автопроизводителях.
Беда в том, что из регламента, который занимает 261 страницу (а указанный пункт о запрете использования «бэушных» запчастей вообще находится в одном из приложений к документу), толком непонятно, к кому относится его применение — о субъекте не сказано ни слова, что фактически трактуется как распространение на всех без исключения.
И вот теперь наконец-то пришла ясность: Минпромторг официально заявил, что нововведения рядовых граждан не коснутся. Автолюбители будут иметь возможность «установки на транспортные средства бывших в употреблении компонентов, в том числе восстановленных, при проведении ремонтных работ».
Повлияла ли на это решение паника, устроенная в СМИ, или же чиновники, погрязшие в казуистике казенного языка законов, просто исправили последствия своей невнимательности, мы вряд ли узнаем. Однако положительным можно считать тот факт, что властные комитеты начинают общаться с людьми по поводу тех или иных реформ: на сайте нового техрегламента выложены в открытый доступ более 30 поправок от разных организаций, в том числе отечественных и иностранных автопроизводителей.