Колонка редактора

“Make America depressed again!” Как пошлины Трампа повлияют на американский автопром
Свершилось то, чего ждали практически все в мировой автоиндустрии (кто с опаской, кто – с надеждой): Дональд Трамп объявил о введении «взаимных пошлин» в отношении товаров «из стран по всему миру», в частности – 25%-ных пошлин на все автомобили и автокомпоненты, ввозимые в США. Как ни странно, мысль о том, что «Трамп таким образом защищает американскую экономику и рабочие места внутри страны», распространена гораздо шире, чем кажется. Причем не только среди обывателей. Чем не повод освежить в памяти ряд прописных истин из базового курса «Экономической теории»?
Напомним для начала, какими последствиями (по мнению целого ряда экономистов, включая специалистов Всемирного банка и нобелевских лауреатов) грозят американским экономике и автоиндустрии трамповские пошлины.
Если вкратце, то они приведут к росту затрат автопроизводителей и их поставщиков, росту цен на автомобили (некоторые модели могут подорожать на четверть), «вымыванию» с рынка наиболее доступных моделей, сокращению инвестиций в отрасль и, как следствие, снижению ее дальнейших перспектив, а также к инфляции и замедлению экономического роста (то есть к скатыванию страны в стагфляцию – это когда цены растут, а экономика стагнирует). Весьма серьезными будут последствия и для мировой автоиндустрии и экономики в целом: риски глобальной рецессии повышаются, предупреждают биржевые аналитики.
Чтобы понять, как именно будет воздействовать на автопром США тарифная политика Трампа, вспомним для начала, что страны Северной Америки до недавнего времени имели друг с другом, по сути, единое экономическое пространство (по примеру ЕС) в рамках NAFTA – «Североамериканского соглашения о свободной торговле», подписанного еще в середине 90-х. В соответствии с ним, все товары и капитал перемещались между США, Канадой и Мексикой без каких-либо барьеров и пошлин.
Теперь представим себе автопроизводителя N, официально присутствующего в Штатах. Допустим, что производитель этот – крупный, доля его на рынке США – пусть не львиная, но существенная, и он хотел бы наращивать ее и в дальнейшем. Раньше, пользуясь преимуществами NAFTA, он вполне мог производить готовые автомобили в Мексике, автокомпоненты закупать в Канаде, а продавать машины в США (или наоборот в любых комбинациях) – в зависимости от того, где что выгоднее. (Некоторые мировые автопроизводители, например, Honda Motor, имели заводы во всех трех странах – и выпускали на них разные модели для всех трех рынков).
Что произойдет с бизнес-моделью нашего производителя теперь, с началом действия новой тарифной политики США? Первое и главное – нарушатся отлаженные в предыдущие годы цепочки поставок: на все ввозимые в Штаты комплектующие будут введены пошлины, производственные затраты возрастут, и в конечном итоге все это ляжет, естественно, на плечи и кошельки конечных потребителей. При этом надо понимать, что если на 10-15 тыс. долларов подорожает какой-нибудь BMW 7 Series, то целевая аудитория этой модели может и не заметить такого повышения цен. А вот для покупателей условной Toyota Corolla это может стать весомым поводом либо отложить покупку до лучших времен, либо вовсе отказаться от нее.
Трамп и его администрация возражают, что производство машин можно (и нужно!) размещать в США и что пошлины направлены на стимулирование подобного процесса. Однако та же Honda, перенесшая в свое время производство некоторых версий модели Civic в Мексику, сделала это не от хорошей жизни, а с целью сокращения производственных затрат. Теперь ей придется возвращать выпуск всех модификаций «Сивика» в США, и компания уже заявила, что с точки зрения экономики производства это будет, мягко говоря, не самое эффективное решение.
Введение пошлин в итоге больнее всего ударит по тем, кто голосовал за Трампа, ожидая, что тот и впрямь «сделает Америку снова великой». Здесь нелишним будет вспомнить, что именно протекционистская политика конца XIX – начала XX века стала одной из главных причин Великой депрессии в США и глубокого экономического кризиса в Европе в 30-е годы.
В общем, «Добро пожаловать в дивный новый мир!» – хочется сказать падкой до громких лозунгов MAGA-аудитории. Мир протекционизма, торговых войн, стагфляции и повышенных рисков новой Великой депрессии.
Фото: пресс-служба Honda Motor