Колонка редактора

Куда уходит «Шкода»? Рынки, способные компенсировать автопроизводителям потери в России
Спустя несколько месяцев после приостановки производства автомобилей в России и поставок машин в нашу страну компания Skoda объявила о намерении выйти на рынок Вьетнама. Станет ли Юго-Восточная Азия популярным направлением «релокации» для мировых автопроизводителей, ранее инвестировавших в российские предприятия?
«Никуда они от нас не денутся!» — стали заявлять некоторые эксперты, когда появились первые сообщения о приостановке ранее активно работавшими в России автопроизводителями производства и продаж машин в нашей стране. «Инвестировано много, рынок у нас большой» — таковы были главные аргументы в пользу того, что мировые бренды переждут самую острую фазу кризиса и санкционного давления и станут потихоньку возвращаться.
Однако процесс «структурной трансформации экономики» (как назвала его однажды Э. С. Набиуллина) затянулся, цены на автомобили на фоне дефицита и валютных скачков взлетели вверх, а платежеспособный спрос — напротив, пошел вниз. И все чаще на лентах информагентств стали появляться сообщения о том, что тот или иной производитель начал подготовку либо к продаже своих российских активов, либо к переносу их в другие страны.
Что будет в итоге с заводами группы Volkswagen в России, до конца пока не ясно, зато стало известно о предстоящем выходе бренда Skoda на рынок Вьетнама. С 2023 года чешская компания в сотрудничестве с Thanh Cong Motor начнет на местном рынке продажи своих машин, которые будут импортироваться во Вьетнам, а в конце 2024-го локализует там производство двух моделей: кроссовера Kushaq и седана Slavia.
Ожидаемые объемы продаж, на первый взгляд, невелики: от 30 тыс. машин в первые годы до 40 тыс. единиц — с 2030-го. Однако в руководстве Skoda Auto видят во Вьетнаме весьма серьезный потенциал. Уже сегодня вьетнамский рынок — четвертый по величине в Юго-Восточной Азии, при этом в стране насчитывается около 100 млн жителей, а показатель автомобилизации невелик: всего 34 машины на 1000 человек. То есть до насыщения этому рынку еще очень и очень далеко.
Кроме того, в ближайшие годы он будет становиться все более популярным среди европейских товаропроизводителей: уже подписано соглашение о свободной торговле между ЕС и Вьетнамом, в рамках которого к 2030 году снимется большинство таможенных пошлин и административных барьеров. В «Шкоде» ожидают в связи с этим, что после 2030-го годовой объем продаж автомобилей во Вьетнаме превысит 1 млн единиц. А к 2040-му одних только электромобилей в стране будет зарегистрировано порядка 3,5 млн. Неудивительно, что чехи намереваются уже сейчас застолбить определенную долю на потенциально привлекательном рынке!
Крупные автоконцерны, к слову, и раньше не обделяли вниманием Юго-Восточную Азию: во-первых, там традиционно активны японские производители (прежде всего Toyota, Mitsubishi и Honda), во-вторых, во все тот же Вьетнам поставлялись, напомним, кроссоверы Renault Duster российского производства (до того как завод «Автофрамос» превратился в «Москвич»). Да и в целом страны, которые когда-то принято было называть «третьим миром», давно находятся в сфере особого внимания автопроизводителей. Вспомним хотя бы запуск завода Volkswagen в Руанде в 2018 году.
В общем, мировым брендам деваться от нас есть куда. Нам же, судя по результатам продаж новых авто в РФ за три квартала 2022 года, придется довольствоваться старыми добрыми «Ладой», УАЗом да двумя-тремя китайскими брендами. Тот случай, когда можно позавидовать вьетнамцам...