Колонка редактора

Китайская экспансия: пересядут ли россияне на машины из Поднебесной?
«Так ведь, похоже, уже пересаживаются!» — ответит на вопрос, вынесенный в заголовок, читатель, внимательно следящий за новостями автобизнеса и ситуацией на российском авторынке. Не стоит, однако, делать поспешных выводов из текущей статистики.
Не так давно на российском первичном авторынке произошло весьма знаменательное событие: согласно подсчетам аналитического агентства «Автостат», которое ведет сейчас свою статистику, опираясь на данные АО «Электронный паспорт», по итогам третьего квартала нынешнего года совокупная доля китайских марок в общем объеме продаж на рынке РФ превысила отметку в 25% и достигла 26%. Бренды из Поднебесной, таким образом, суммарно уступили только отечественным маркам и «подвинули» казавшихся королями сегмента иномарок «корейцев».
Весьма прочно обосновались «китайцы» и в рейтинге самых востребованных в России новых автомобилей. В топ-10 сейчас — и Haval Jolion, и Chery Tiggo 7 Pro с Tiggo 4, и Geely Coolray с Atlas Pro. Добавим к этому тот факт, что, по данным того же «Автостата», львиная доля (свыше 60%) новых автомобилей, импортируемых сегодня в Россию, родом из Поднебесной, — и получим картину явной «китаизации» отечественного авторынка!
Однако если смотреть не на доли рынка разных марок и моделей в процентах, а на объемы продаж в штуках, то выяснится, что масштабы «китайского наступления» не так уж и велики. Например, самый востребованный в России автомобиль китайского бренда — кроссовер Haval Jolion — разошелся по стране в январе-октябре, по данным «Автостата», тиражом 14 080 машин. В то время как самый популярный в РФ «кореец» Kia Rio нашел у нас за тот же период 23 157 покупателей.
Если же проанализировать статистику российского рынка автомобилей с пробегом, то выяснится, что у нас правят бал отнюдь не «китайцы». И в «докризисном» первом квартале, и во втором и третьем, когда «структурная трансформация экономики» уже весьма существенно влияла на авторынок, наибольшую долю в общем объеме импортированных в Россию б/у автомобилей занимали машины из Японии: 86,6%, 87,4% и 68,0% соответственно. Автомобили японских брендов (наряду с корейскими) числятся также в лидерах российского рынка подержанных машин в целом.
Самый интересный вопрос: что будет дальше? Здесь, как всегда, возможны варианты. Если режим вынужденной изоляции на российском авторынке установится всерьез и надолго — у покупателей новых автомобилей может просто не остаться особого выбора: «Лады» да «китайцы»; ну, может быть, еще «корейцы», когда и если они наладят поставки комплектующих на свои российские заводы. Если же «новый железный занавес» в обозримом будущем так или иначе начнет приоткрываться, то «некитайские» бренды, скорее всего, смогут отыграть как минимум часть потерянных позиций (с точки зрения доли рынка) довольно быстро.
На вторичном же рынке до фундаментальных перемен в любом случае пока слишком далеко. «Лады», «японцы» и «корейцы» будут «рулить» на нем еще очень долго. Ну а китайским производителям движущийся российский автопарк до таких объемов еще насыщать и насыщать...
Фото: журнал "Движок"; инфографика – агентство "Автостат"