Колонка редактора

Как и для чего делаются автомобильно-цифровые стартапы, или Разводилово миллиардеров
Если взглянуть на историю мирового автопрома, то можно с уверенностью сказать: все сегодняшние автомобильные и автокомпонентные мегакорпорации стали таковыми благодаря какому-либо передовому для своего времени изобретению. Автомобильная лампочка, амортизатор, резиновая покрышка и много чего другого превратили своих создателей и основателей производственных компаний в миллиардеров. То есть двигателем прогресса и богатства была реализованная и, главное, востребованная на рынке идея. А что происходит сейчас?
Теоретически во многих отраслях все осталось по-прежнему, за исключением того, что идеи из механической области перебрались в цифровую. Миллиардерами на нынешнем рубеже веков стали интернет-изобретатели. Однако, несмотря на показатели прибыльности и роста уже созданных компаний, можно смело сказать, что в мире идей, то есть новых изобретений, наблюдается острый кризис, что особенно видно именно по автопрому.
По большому счету в автомобильном мире уже все изобретено. Нынешний прогресс последние несколько десятилетий исключительно эволюционный: просто дорабатывается, допиливается и дошлифовывается то, что было изобретено иногда пятьдесят, а то и сто лет назад. Даже раскрученная компания Tesla, в общем-то, стала лишь удачливым компилятором давно существовавших и реализованных проектов.
Удивляет другое: технологические стартапы сегодня растут как грибы после дождя! И в США, и в Китае, и даже в России каждый год открывается «молодая и перспективная», часто краудфандинговая конторка из местной «Кремниевой долины», готовая порвать рынок своим сверхинновационным продуктом, который перевернет мир. Сразу начинается массированная информационная кампания — по пять пресс-конференций и десять релизов в неделю, объезжаются все мировые выставки, создатель нового «продукта» появляется в телевизоре чуть ли не чаще президента, а ролики в ютьюбе становятся вирусными.
Чуть позже выясняется, что молодая и перспективная компания со всеми потрохами и патентами за не очень большие деньги уже продана какому-нибудь мировому концерну-гиганту, который, на перспективу или во избежание конкуренции, на всякий случай берет под крыло молодое дарование. Еще чуть позже выясняется, что «великим изобретением» был новый смайлик для соцсетей или прошивка для двигателя, снижающая выбросы в атмосферу на 0,00001%, а потраченные на покупку деньги совет директоров уже списал в убытки. Однако главное сделано: «инновационная и перспективная» компания продана за кругленькую сумму, а ее молодой создатель из когорты Остапов Бендеров на вырученные деньги готовит новый «развод», ведя видеоблог с Канарских островов.
Российские стартаперы, глядя на подобное, тоже очень хотят быть в тренде, то есть найти толстосума, готового не глядя заплатить «на перспективу». Главным местным гуру по вытряхиванию денег из миллиардеров на бесперспективные проекты у нас, безусловно, является Николай Фоменко, который несколько лет «стриг капусту», склеив несколько макетов псевдоавтомобиля Marussia.
Но на днях стало известно, что так везет не всем. Союз предпринимателей-изобретателей во главе с главой Volgabus Алексеем Бакулиным с 2015 года пытается реализовать проект беспилотной электрической маршрутки «Матрешка». Хотя инвестиции были в основном собственными, понятно, что абсолютно бесперспективный в России проект был направлен сначала на получение госгрантов повернутого на инновационности премьер-министра, а затем и на продажу проекта на внешний рынок, например той же «Тесле». Однако, несмотря на массированный пиар, ожидания накрылись медным тазом, в результате чего создатели получили исков от инвесторов на семь миллионов рублей, а проект оказался банкротом. Сейчас господин Бакулин обещает «Матрешку 2.0», только уже не такую инновационную — с водителем, рулем, большим количеством мест и, может, даже мотором. То есть еще одну «ГАЗель».