Колонка редактора
Индустрия производства автокомпонентов в Европе рискует исчезнуть
Вынесенная в заголовок фраза — отнюдь не от создателей «Доллары скоро превратятся в фантики» или «Западная экономика вот-вот рухнет». Это цитата из заявления генерального секретаря европейской Ассоциации поставщиков автомобильной промышленности (CLEPA) Бенджамина Кригера, прокомментировавшего результаты проведенного ассоциацией исследования под говорящим названием Pulse Check («Проверка пульса»). Что происходит в сфере производства автокомпонентов в Старом Свете и насколько все серьезно?
Если вкратце, то результаты последнего подобного исследования, проводимого CLEPA дважды в год совместно с McKinsey, указывают на структурный недостаток конкурентоспособности в отрасли, который Европа «не может больше игнорировать», отмечается в заявлении ассоциации. На европейских поставщиков автокомпонентов в настоящее время давит низкая рентабельность, сокращение производственных мощностей и усиление иностранной конкуренции (особенно со стороны Китая) — все эти факторы «подрывают способность отрасли инвестировать и сохранять конкурентоспособность на глобальном уровне».
Семь из десяти компаний-поставщиков, по результатам исследования, ожидают, что их рентабельность в этом году составит менее 5% — ниже минимального порога, необходимого для поддержания инвестиций в технологии, компетенции и производственные мощности. Треть поставщиков ждет либо минимальной прибыли, либо вовсе ее отсутствия, что ставит под угрозу рабочие места, активность в области исследований и разработок и будущий рост.
В подобных условиях компании откладывают инвестиции или переводят производство в регионы с более конкурентоспособным уровнем затрат. И это ставит под сомнение способность Европы сохранять лидерство в сфере технологий мобильности следующего поколения, отмечают в CLEPA.
В качестве иллюстрации к последним тезисам ассоциация приводит данные о том, что половина европейских компаний — поставщиков автокомпонентов планирует сократить производственные мощности в Западной Европе в течение следующих пяти лет, и только 10% рассчитывают на их расширение. В то же время 49% прогнозируют рост в Северной Америке, 42% — в Азии и 35% — в Китае. Инвестиции, таким образом, перетекают в более конкурентоспособные регионы с более предсказуемыми рынками.
Отдельная головная боль европейских поставщиков — обостряющаяся конкуренция с китайскими коллегами. Сегодня 69% компаний в отрасли уже сталкиваются с ростом конкуренции со стороны китайского импорта, а три из четырех ожидают дальнейшего усиления давления на данном направлении. Это «вызывает опасения относительно способности Европы поддерживать в будущем устойчивую цепочку создания стоимости в автомобильной промышленности», подчеркивают в CLEPA.
«Постоянно низкая рентабельность ведет отрасль по опасному пути. Без решительных мер производство автокомпонентов в Европе рискует исчезнуть, поскольку компании вынуждены переезжать или закрываться, что ставит под угрозу занятость и компетенции», — заявил, комментируя итоги исследования, генеральный секретарь CLEPA Бенджамин Кригер.
Что делать в сложившейся ситуации и как повысить конкурентоспособность европейской индустрии производства автокомпонентов? Вариантов тут, как ни странно, не очень-то и много. Либо Еврокомиссия и страны ЕС (на своем уровне) дадут отрасли стимулы к дальнейшему развитию компетенций и производственных мощностей (в частности, за счет более гибкой системы налогообложения, снижения стоимости электроэнергии и других ресурсов, сокращения бюрократических проволочек, финансовых мер), либо набирающие популярность в Старом Свете правые популисты введут под лозунгом “Make Europe great again!” заградительные пошлины на китайский импорт, чем окончательно добьют остатки конкурентоспособности индустрии.
Есть, впрочем, вариант вообще ничего не предпринимать, оставив все как есть. Автокомпонентная отрасль Европы в таком случае, вопреки алармистским прогнозам профильной ассоциации, полностью, конечно, не исчезнет. Однако именитые компании и бренды вроде Bosch, Brembo, Schaeffler, ZF или Mahle рискуют из крупных мировых превратиться в нишевые.










