Колонка редактора

Глобализация провалилась: автоконцерны возвращаются к региональному разделению рынков

Глобализация провалилась: автоконцерны возвращаются к региональному разделению рынков

С тех времен, когда мир перестал быть биполярным и сформировался глобальный рынок, написано немало экспертных, научных и даже художественных опусов о том, что планета — как минимум в торгово-экономическом смысле — станет единой, поскольку потребности человека от национальных особенностей и страны проживания особо не зависят. Как оказалось спустя тридцать лет, желаемое выдавалось за действительное. И мировой автопром — наглядное тому подтверждение.

С учетом количества жертв плохо, конечно, так говорить, но очевидного не скроешь: человечество проявляет свою истинную сущность только в моменты глобального потрясения, коим в 2020 году стала пандемия коронавируса. В геополитическом плане она быстро выявила тот факт, что, например, цивилизованный и богатый Евросоюз един, только пока все хорошо. Когда же приходит беда — каждый сам за себя: скоренько перекрываются границы, выдворяются граждане соседних государств, а наиболее пострадавшие оставляются на произвол судьбы. Последнее было настолько очевидно, что главе ЕС пришлось публично извиняться.

Как оказалось, в глобальной экономике в целом и в мировом автопроме в частности все происходит схожим образом: если ты можешь постоять за себя — выживешь, если понадеешься на соседа — скорее всего, погибнешь.

Перераспределение промышленных мощностей с выносом части производства в страны с дешевой рабочей силой ради сокращения издержек и максимизации прибылей сегодня бумерангом врезало по затылку мировым концернам. Причем речь идет даже не о Китае, с которым уже третий месяц разорваны логистические цепочки. Поставки комплектующих для автомобилей остановлены и внутри Европы — между западными и восточными странами. Даже если завтра Германия и Франция объявят о победе над коронавирусом, производство Volkswagen или Renault может не заработать — просто потому, что одна нужная гайка не приедет из Польши или Румынии, если там пандемия будет продолжаться.

Целую программу опубликовал альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, который и без всякого коронавируса продолжает лихорадить из-за скандала с его главой и общими разногласиями между французскими и японскими акционерами. Руководители мировых автогигантов с удивлением обнаружили, что их одни и те же машины, произведенные в рамках интернационального объединения, глупые людишки из разных стран не желают покупать. Renault не нравится в Азии, Mitsubishi вылетел из Европы, а Nissan в нужном количестве пользуется спросом вообще только в США и родной Японии. Так что альянсу пришлось в срочном порядке переписывать бизнес-план с глобального на региональный и сворачивать неликвидное производство, увольняя тысячи людей в разных странах, в том числе и в России.

Не считая менее наглядных примеров, это уже второй за год (!) провал глобальной торговой политики мировых автогигантов. В прошлом году без всякой пандемии, но с таким же грохотом и тысячами увольнений накрылась медным тазом программа One Ford, в рамках которой одни и те же модели американского бренда должны были продаваться в США, Европе и Азии...

Трудно на это надеяться, но, может быть, глобальный кризис на фоне пандемии заставит топ-менеджеров автоконцернов с миллиардными зарплатами осознать, что немцы — это не японцы, китайцы — не французы, а русские — не американцы. Пока мировая торговля категорически не хочет принять эти, казалось бы, очевидные факты. Слишком дорого и невыгодно тогда получается...

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1883

Самые популярные

Автоновости

Тест-драйвы