Колонка редактора
Еще раз про Вьетнам: чем привлекательна эта страна для автопроизводителей?
Компания Geely Auto объявила о планах по строительству завода во Вьетнаме. Причем речь идет не просто об отверточной сборке, а о создании также локальной цепочки поставок для обеспечения работы предприятия. Кроме того, Geely построит во Вьетнаме собственный центр исследований и разработок. Что может привлечь крупного автопроизводителя из Поднебесной, ставшего уже международным холдингом, в небольшой южноазиатской стране?
На первый взгляд, речь не идет о каком-то производственном хабе, продукция которого способна буквально наводнить рынки ключевых для Geely стран. Производственная мощность вьетнамского предприятия составит 75 тыс. автомобилей в год, сумма инвестиций — около 168 млн долларов США. Причем Geely Auto вложит в проект 36% от этой суммы; оставшуюся часть инвестирует местный партнер китайского холдинга — базирующаяся в Ханое компания Tasco.
Geely, надо сказать, далеко не первый крупный автопроизводитель из числа тех, кто за последние несколько лет заявлял о своем интересе к вьетнамскому рынку и инвестировал в создание собственных предприятий в стране. В 2022 году, например, о предстоящем запуске производства нескольких своих моделей во Вьетнаме объявили в BMW. В нынешнем году в стране должен стартовать выпуск двух моделей Skoda, построенных на платформе MQB-A0: кроссовера Kushaq и седана Slavia. Свои заводы на территории Вьетнама имеют крупные японские производители (Toyota, Mitsubishi, Mazda), а также корейская Kia.
Не менее активны на вьетнамском рынке крупные мировые производители и поставщики автокомпонентов. В одном только 2019 году в стране заработали предприятия таких концернов, как корейский CTR, а также немецкие ZF и Schaeffler.
При этом сам по себе авторынок Вьетнама невелик: в 2022 году там было продано чуть более 280 тыс. новых автомобилей. Однако в руководстве ряда компаний-автопроизводителей видят в этой стране весьма серьезный потенциал для будущего роста. В «Шкоде», например, ранее отмечали, что во Вьетнаме сейчас насчитывается около 100 млн жителей, при этом показатель автомобилизации — всего 34 машины на 1000 человек. То есть насыщение этого рынка произойдет нескоро, и есть возможность заранее «застолбить» неплохие позиции в расчете на будущий рост.
Между тем у Geely в организации производства во Вьетнаме есть особый интерес. По информации «Движка», компания намерена всерьез и надолго закрепиться на европейском рынке, причем в перспективном сегменте электромобилей. Однако в руководстве ЕС уже объявили о предстоящем введении запретительных импортных пошлин на «электрички» китайского производства. В условиях прогнозируемой многими аналитиками торговой войны Евросоюза с Китаем завод на нейтральной территории придется очень даже кстати!
Но главный аргумент в пользу организации производства во Вьетнаме не только для Geely, но и для других крупных производителей автомобилей и автокомпонентов — то, что между ЕС и Вьетнамом уже подписано соглашение о свободной торговле. В соответствии с ним к 2030 году страны снимут большинство таможенных пошлин и административных барьеров в экономическом взаимодействии. И это будет означать, что в следующем десятилетии не только вьетнамцы смогут ездить на автомобилях европейских брендов, не переплачивая за них втридорога, но и в Европу начнут приходить машины вьетнамской сборки, не облагаемые никакими пошлинами.
В общем, Geely, судя по всему, не мытьем, так катаньем пробьется-таки на европейский рынок, а в Юго-Восточной Азии, похоже, формируется новая точка будущего экономического роста. В списке «азиатских тигров» определенно появится еще одна страна!
Фото: журнал "Движок"