Колонка редактора

Энергокризис и «Зеленый переход»: дело пахнет... газом и бензином?

Энергокризис и «Зеленый переход»: дело пахнет... газом и бензином?

Мировую автоиндустрию продолжает лихорадить. «Коронакризис» с его карантинными ограничениями, сбои в сфере логистики и международных контейнерных перевозок, дефицит микрочипов, рост цен на сырье и материалы — каждый из этих ударов в отдельности мог отправить отрасль как минимум в нокдаун, но она пока выдерживает даже их череду. Однако за ними последовал «хук справа»: энергетический кризис. Выдержит ли его автоиндустрия и как всё это коснется рядовых автомобилистов?

Напомним вкратце, что случившийся нынешней осенью дефицит энергоресурсов в Старом Свете был вызван целым рядом факторов, среди которых – и аномально штилевая погода в Северном море, где вырабатывается львиная доля электричества, поступающего в ЕС из возобновляемых источников, и сокращение объемов поставок сжиженного природного газа из США и трубопроводного из России из-за перенаправления их в Азию, и чересчур рьяные попытки ряда европейских политиков совершить так называемый «зеленый переход» в энергетике едва ли не в режиме «здесь и сейчас».

Дефицит, естественно, взвинтил цены на энергоносители накануне отопительного сезона, а биржевые котировки и вовсе побили все мыслимые и немыслимые рекорды. Например, биржевая цена на газ в Европе в середине осени приблизилась к отметке в 2000 долларов за тысячу кубометров – раньше на Европейском континенте таких цен не знали.

Рекордное подорожание газа столь же естественным образом вызвало снижение его потребления в промышленности. Ряд сталелитейных компаний (в частности, ArcelorMittal и Sidenor) объявил о приостановке работы нескольких предприятий в Европе из-за слишком высоких цен на энергоносители. Энергокризис, таким образом, существенно замедлит восстановление экономики Старого Света, предупреждают европейские эксперты. Не избежит проблем, разумеется, и автоиндустрия, поскольку металлы необходимы для производства как автомобилей, так и автокомпонентов.

Представители российского экспертного сообщества пока что заняты в основном подсчетом «профита» для российского бюджета от возросших цен на газ, однако смысла в таких подсчетах немного. Прежде всего потому, что большая часть «газовых» доходов поступит не напрямую в бюджет, а в Фонд национального благосостояния. Сам же бюджет, скорее всего, пополнится не так уж и значительно, поскольку «Газпром», как и большинство других госкорпораций, регулярно обращается к руководству страны с просьбой уменьшить объемы положенных по закону дивидендов, выплачиваемых в виде процента от прибыли, и, как ни странно, всякий раз получает на это согласие. Так было в предыдущие годы — так наверняка будет и в 2022-м.

Так что рядовой россиянин вряд ли ощутит на своем кошельке рост доходов от экспорта внезапно подорожавшего газа. Зато автовладельцев проблемы автоиндустрии, связанные с ростом цен на энергоносители, коснутся самым непосредственным образом! Одно только сокращение производства металлов чревато усилением дефицита и подорожанием автомобилей и запчастей. А тут еще взлетевшие до небес цены на газ стали толкать вверх нефтяные котировки, чем, вне всякого сомнения, не преминут воспользоваться наши вертикально интегрированные нефтяные компании и перепишут (в сторону увеличения, разумеется) ценники на бензин на АЗС.

Получается, что энергокризис — у них, а стоимость владения автомобилем растет буквально по всем статьям у нас! Парадокс? Вовсе нет — просто иллюстрация того факта, что современная экономика давно уже стала глобальной, а так называемых «тихих гаваней», где можно было бы укрыться и переждать периоды бурь и штормов на основных рынках, в мире практически не осталось. И даже тот, кто совсем не интересуется вопросами экономики, легко сможет понять, «ладно ль за морем иль худо», по изменению цен на товары и услуги.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1352

Самые популярные

Автоновости

Тест-драйвы