Колонка редактора

Электричество против бензина и дизеля: чья возьмет?

Электричество против бензина и дизеля: чья возьмет?

В начале нынешнего года из Норвегии пришла новость, которую многие деловые издания поспешили подать как то, что Страна викингов «приблизилась к статусу страны без автомобилей с ДВС». По данным местной автодорожной федерации (Norwegian Road Federation — OFV), в 2022 году доля электромобилей в общем объеме продаж в стране достигла рекордных 79,3% по сравнению с 65% в 2021-м и 2,9% десять лет назад. Электрификация на марше?

На первый взгляд, да. Однако для того чтобы понять, насколько близка Норвегия к статусу «страны без ДВС», нужно учесть как минимум два момента. Во-первых, тот факт, что авторынок этой страны невелик: по итогам 2022 года, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), там было продано в общей сложности 174 329 автомобилей всех типов. Для сравнения: в соседней Швеции за аналогичный период реализовано 288 087 машин, а в относительно небогатой по сравнению со Скандинавскими странами Польше — 419 749.

Во-вторых, неплохо было бы узнать долю электромобилей не в продажах машин на первичном авторынке, а в целом по автопарку. Такие данные есть: статистику подобного рода также ведет ACEA, публикуя в начале каждого года отчет под названием “Vehicles in use. Europe”. Очередной такой отчет вышел в середине января. Данные в нем приведены по состоянию на конец 2021 года, но тренды в развитии движущегося европейского автопарка определить можно.

Например, в разделе, посвященном эксплуатируемым в Европе автомобилям на различных видах топлива, аналитики ассоциации прямым текстом пишут: «Несмотря на уверенный рост продаж подзаряжаемых от сети электромобилей (как полностью электрических, так и подключаемых гибридов) в последние годы, доля подобных машин в автопарке Евросоюза составляет всего 1,5%. В ЕС только в трех странах доля электромобилей превышает 2%». Уточним, что это за страны: Швеция (2,2%), Дания (2,4%) и Нидерланды (2,8%); вплотную к указанной отметке приблизился Люксембург (1,9% по итогам 2021 года).

Если же попытаться оценить масштабы проникновения электромобилей в европейский автопарк в количественном выражении, то цифры впечатлят еще меньше. По данным ACEA, по дорогам Евросоюза по состоянию на конец 2021 года бегало в общей сложности 249 563 035 легковых автомобилей всех типов. То есть «электричек» в ЕС на тот момент было менее 3 млн 750 тыс. штук.

Да и Норвегия, несмотря на впечатляющую долю электромобилей в продажах новых машин, остается страной дизелей. Всего там эксплуатируется 2 802 246 автомобилей различных типов, из них 41,4% — с двигателями на тяжелом топливе, еще 31,2% — с бензиновыми моторами. Доля электрокаров в автопарке Норвегии составляет 16,2% (в количественном выражении это чуть менее 454 тыс. единиц).

Что будет дальше — предсказать, вопреки расхожему мнению, трудно. Даже с учетом почти что принятого запрета на продажу машин с ДВС в Европе с 2035 года наблюдаемую тенденцию роста продаж электромобилей нельзя просто взять и экстраполировать на N ближайших лет. Как минимум потому, что мировые автопроизводители по-прежнему развивают разные «зеленые» технологии: разрабатывают и «электрокары на батарейках», и разного рода гибриды, и машины на водородных топливных элементах.

Где именно и когда случится прорыв, прогнозировать вряд ли возможно, тем более что и у компаний — производителей автокомпонентов есть свои разработки во всех указанных сферах. Может быть, революцию в автопроме совершат компании, которые сейчас разрабатывают твердотельные аккумуляторы (неслучайно та же NGK в стремлении диверсифицировать свой бизнес обратила внимание именно на этот сегмент), — а может, «топливом будущего» станет водород. В любом случае посмотреть, на чем будут ездить наши дети и внуки, уже интересно!..

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1436

Самые популярные

Автоновости

Тест-драйвы