Колонка редактора

Экзамены в ГИБДД по-новому или лечим гангрену зеленкой
В умах ответственных чиновников созрела и почти воплотилась в жизнь очередная реформа. Само собой, маленькая, почти незаметная, которая не решит никакой задачи, зато и ответственность снизит до минимума, а имитацию бурной деятельности покажет обширную. Как известно, проблем в России далеко не две, причем одна из них крайне трагическая во всех отношениях – чудовищная смертность на дорогах. Решают ее очень громкими заявлениями по телевизору, и очень маленькими действиями в реальности. Например, помочь водителям и пешеходам не убивать друг друга, по мнению чиновников, поможет окрас разметки в желтый и синий цвет. А повышать уровень подготовки водителей в автошколах и при сдаче экзаменов в ГИБДД нужно не с помощью борьбы с тотальной коррупцией в этой сфере, а, например, переставляя местами практические задания на экзаменах…
В целом-то, конечно, изменение правил сдачи экзаменов в ГИБДД путем объединения заданий на площадке и в городе, безусловно, идея здравая. Чем больше кандидат на получение водительского удостоверения будет иметь реального опыта, достигнутого в реальных условиях, тем определенно будет лучше. Однако решение данной проблемы если и приведет к улучшению общего результата и снижению аварийности, то не намного, поскольку данный фактор в обучении вождению является одним из десятков проблем, существующих сегодня в данной системе образования.
Если брать глобально по стране, то во многих регионах не решены проблемы с кадровым составом и техническим обеспечением автошкол. В регионах нередки случаи, когда одна подготовленная площадка используется сразу несколькими учебными заведениями, используются технически неисправные автомобили, под большим вопросом находится квалификация инструкторов, которые иногда засыпают прямо во время обучения или приходят на урок вождения «после вчерашнего». Очень часто целью обучения является натаскивание кандидата на сдачу экзамена, а не подготовка водителя.
Сама программа подготовки водителей также имеет ряд недостатков. Например, сегодня в программе вообще нет таких уроков, как вождение автомобиля на высокой скорости, в то время как скоростных магистралей и кольцевых автодорог, где официально можно развивать скорость 130 км/ч и выше становится все больше. То есть, современные молодые водители фактически вообще не имеют навыков управления при отдельных смертельно опасных факторах движения и несут угрозу окружающим. В Германии, например, движение по автобанам входит в обязательную программу обучения водителей.
Еще одной проблемой является разница в подходах к обучению в регионах и мегаполисах. Человек, сдавший на права в условиях движения в сельском поселении, попав в реалии трафика мегаполиса, становится потенциальной угрозой для окружающих водителей, поскольку порой не имеет даже теоретических знаний правил проезда тех или иных дорожных реалий большого города. То же касается водителей, приехавших в Россию из других стран, в частности, бывших советских республик.
Ну а главной проблемой системы обучения вождению, будем откровенны, является коррупционный фактор. Сдать экзамен без «благодарности» инспектору порой просто невозможно, а в отдельных случаях «тарифы сдачи» называются прямо в автошколах и входят в стоимость обучения. Причем, молодые водители, не желая «заморачиваться» с экзаменами, сами с радостью идут на потакание коррупции.
Без комплексного решения всех вышеперечисленных проблем и особенно последней, никакого продвижения в вопросе безопасности движения и подготовки водителей мы не увидим. Это как лечить смертельную болезнь аспирином, а гангрену на ноге мазать зеленкой.