Колонка редактора

Дружно – не грузно: смогут ли российские автопроизводители вместе наладить выпуск дефицитных компонентов?
Глава компании «Соллерс» Николай Соболев выступил на прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме с идеей о том, как можно было бы решить проблему нехватки ряда комплектующих для отечественного автопрома. По его словам, российские производители могли бы объединить усилия и инвестировать в компонентную сферу совместно. Сработает ли идея?
Как рассказал Н. Соболев, руководство «Соллерса» предложит российским автопроизводителям создать инвестиционный консорциум, средства которого могли бы направляться на запуск производства деталей, нехватка которых ощущается особенно остро. Соответствующие предложения в адрес руководителей автозаводов будут направлены уже в ближайшее время.
«В России отсутствует ряд критических технологий в автопроме, и, чтобы их привнести, нужен эффект масштаба. В связи с этим важна кооперация автопроизводителей. До последнего времени OEM-производители не очень между собой договаривались по части совместной работы над локализацией тех или иных критических компонентов», – цитируют «Ведомости» заявление главы «Соллерса».
Грубо говоря, идея проста: все вместе смотрим, какого рода деталей не хватает, вместе инвестируем в создание и запуск их производства в России, а потом вместе же используем готовую продукцию на своих конвейерах. Звучит, на первый взгляд, разумно и логично, но на пути реализации идеи неизбежно встанет целый ряд проблем.
Допустим, что вопрос «Где деньги?» решится, как это часто у нас бывает, при помощи господдержки (кредитами, налоговыми льготами или субсидиями – неважно). Допустим также, что отечественные автопроизводители согласятся инвестировать в годину кризиса не в собственные проекты, а в развитие отрасли в целом, причем на долгосрочную перспективу. Но тут же возникнет другой вопрос: сколько времени пройдет между принятием принципиального решения о необходимости наладить выпуск тех или иных компонентов и запуском их в серийное производство?
Не так давно, в рамках премьерного теста новой Lada Vesta NG, мы с коллегами пообщались с инженерами АвтоВАЗа и задали им прямой вопрос: возможно ли сегодня создание отечественного автомобиля на полностью отечественной компонентной базе? Смысл ответа специалистов тольяттинского автогиганта был в том, что в принципе ничего невозможного в этом нет, но на это потребуется время. Не инвестиции, а именно время!
Между тем, ключевые компоненты нужны российским автопроизводителям уже сейчас, и не логичнее ли им будет инвестировать в новые цепочки поставок – теперь уже из дружественных стран? И не потому ли в конструкции, скажем, грузовиков КАМАЗ К5 на «санкционно устойчивой» компонентной базе полным-полно узлов и агрегатов родом из Китая? А в той же «Весте» NG «начинка» цифровой панели приборов и блок управления ABS имеют китайские корни?
Локализация в России производства критически важных для автопрома компонентов – задача, без сомнения, важная, но для ее реализации требуются и весьма специфические компетенции, и немалые инвестиции, и время (годы, если не десятилетия). Но систему поставок «Точно в срок», по которой работает весь современный автопром, еще никто не отменял, так что у отечественных автопроизводителей, думается, есть, на что потратить собственные средства, помимо пока еще мифического инвестиционного консорциума…
Фото: журнал "Движок"