Колонка редактора

«Давай, до свиданья!» К чему приведет потребительский бойкот Tesla в Европе
Когда в мировой прессе появились первые новости о том, что владельцы электромобилей Tesla, возмущенные бурной деятельностью Илона Маска на посту председателя Департамента эффективности правительства США (DOGE), стали прикреплять на свои машины наклейки с фразами вроде «Я купил ее до того, как Маск сошел с ума», первое время казалось, что это не более чем безобидные мемы наподобие прежних “Tesla doesn’t burn fuel — it burns cash”. Дескать, повозмущаются западные хипстеры, выпустят пар — и снова пойдут покупать новенькие «Теслы» как ни в чем не бывало. Выяснилось, однако, что все гораздо серьезнее, чем представлялось на первый взгляд: прежние фанаты марки и ее отца-основателя устроили «Тесле» самый настоящий бойкот, который уже отражен в статистике продаж на европейском рынке.
Судя по данным аналитической компании JATO Dynamics, минувшей зимой дела у Tesla Inc на рынке Старого Света шли хуже некуда. В феврале в 28 крупнейших странах Европы объемы регистраций новых электромобилей марки обрушились на 44% по сравнению с первым месяцем 2024-го, до 15 737 единиц. Снизилась и доля «Теслы» на европейском «электрическом» рынке: до 9,6% — самого низкого уровня за февраль на протяжении последних пяти лет. В январе–феврале нынешнего года рыночная доля Tesla сократилась до 7,7% по сравнению с 18,4% по итогам первых двух месяцев 2024-го.
Может показаться, что все дело в неблагоприятной рыночной конъюнктуре, поскольку, по информации все того же JATO Dynamics, продажи новых автомобилей в Европе сократились в феврале на 2,5%: до 966 271 единицы по сравнению с 991 471 экземпляром по итогам второго месяца 2024 года. В то же время продажи электромобилей на первичном рынке Старого Света в феврале, напротив, выросли, причем значительно: до 164 148 единиц (+26% к уровню февраля 2024-го). Продажи Tesla в Европе, таким образом, развивались за отчетный период в противофазе с общей динамикой рынка.
Кто же вытесняет электромобили компании Маска с европейского рынка? Прежде всего европейские же производители, над которым глава «Теслы», помнится, любил подтрунивать в предыдущую историческую эпоху, называя их «динозаврами» и намекая, что, мол, неплохо было бы им уступить место в эволюционном процессе более совершенным видам.
Volkswagen, например, реализовал в феврале в Европе свыше 19,5 тыс. электромобилей, нарастив продажи «электричек» в Старом Свете более чем в два раза по сравнению со вторым месяцем 2024 года. Если же добавить к этому результаты Audi (9868 проданных электромобилей, +70% к февралю 2024 года), Skoda (6922 ед., +63%), Cupra (5861 ед., +179%) и Porsche (2521 ед., +459%), то получится, что именно «Группа Volkswagen» сегодня — абсолютный лидер европейского рынка новых электромобилей. Буквально на пятки теряющей популярность «Тесле» наступали в феврале и BMW (13 475 проданных «электричек», +20% к февралю 2024 года), и Renault (9387 ед., +96%).
Трудностями Tesla Inc, естественно, не преминули воспользоваться вездесущие «китайцы». Бренды, принадлежащие компаниям из Поднебесной, в феврале реализовали в Европе в общей сложности около 19 800 новых электромобилей — более чем на 4 тыс. больше, чем Tesla. Годом ранее, по данным JATO Dynamics, «Тесла», напротив, опережала на «электрическом» рынке Старого Света всех «китайцев» вместе взятых, причем с еще более существенным отрывом: 28,1 тыс. машин против 23,2 тыс.
Что будет дальше и насколько серьезным и продолжительным окажется падение популярности «электричек» Tesla в Европе, покажут результаты ближайших месяцев — марта и апреля. В начале и середине весны, как известно, покупатели новых автомобилей приобретают их скорее не импульсивно, под влиянием сезонных скидок и акций, а осознанно, планируя покупку загодя. Однако, судя по тому, что Илон Маск пока не проявляет склонности к рефлексии по поводу собственных действий и работы возглавляемого им департамента, ждать окончания потребительского бойкота «Теслы» в Старом Свете пока преждевременно.
Фото: пресс-служба Tesla Inc