Колонка редактора
«Что-то слышится родное...» Как госкомпании в Совфед за субсидиями ходили
Представители нескольких крупных государственных корпораций (и компаний с госучастием) в очередной раз обратились к этому самому государству за субсидиями. И, судя по первой реакции на их просьбы со стороны видных членов «партии и правительства», российским налогоплательщикам в скором времени придется скинуться на поддержку компаний, признанных, как говорят экономисты, Too big to fail: слишком крупными, чтобы обанкротиться.
Субсидии у родного государства запросили «Почта России», «Российские железные дороги», «Аэрофлот», а также АвтоВАЗ — представители указанных компаний участвовали в прошедшем в первых числах ноября в Совете Федерации круглом столе, который был посвящен мерам поддержки экономики. В мероприятии также принимали участие представители Банка России, Минфина, Минэкономразвития и Минпромторга РФ.
Участники круглого стола в Совфеде отметили, что, поскольку большинство кредитов компаниям выдается по плавающим ставкам, повышение ключевой ставки ЦБ на 200 базисных пунктов (с прежних 13 до 15% годовых) станет болезненным для компаний с высокой долей заемных средств, сообщает Reuters.
Конкретизировал проблемы, стоящие перед крупными компаниями с госучастием, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов, представлявший на мероприятии законодательную ветвь власти. По его словам, санкции, введенные в отношении России, привели к убыткам по итогам 2022 года для трети государственных компаний. АвтоВАЗ, например, по словам И. Абрамова, ежегодно получает от государства порядка 20 млрд рублей, при этом половина этих средств уходит на обслуживание задолженности компании.
Вице-президент тольяттинского автогиганта по внешним связям и взаимодействию с акционерами Сергей Громак посетовал, в свою очередь, что компания «унаследовала» свой долг от бывшего мажоритарного акционера — группы Renault, которая в прошлом году продала свою долю государству за символическую плату 1 рубль. Громак отметил также, что в будущем году стоимость обслуживания долга возрастет для АвтоВАЗа до 17 млрд рублей и это вынудит компанию выбирать между замедлением темпов развития модельного ряда и перекладыванием растущих затрат на потребителей. Вице-президент АвтоВАЗа предложил «высвободить бюджетные средства» для «субсидирования кредитов предприятиям системообразующих отраслей».
Первая реакция представителей ЦБ и правительства на подобную инициативу последовала почти сразу. В Минэкономразвития, например, согласились, что проблема существует. В Банке России назвали «целесообразным» субсидирование процентных ставок по кредитам — но только ради финансирования «важных для страны проектов». В Минфине же отметили, что выплата подобных субсидий может привести к тому, что ключевую ставку в итоге нужно будет поднять еще более значительно (хотя, казалось бы, куда уж выше).
История с походом госкомпаний за субсидиями почти наверняка войдет в отечественные учебники по экономической теории, поскольку она более чем наглядно иллюстрирует, что бывает, если сначала годами и десятилетиями пестовать монструозные госкорпорации (и помещать их в тепличные условия отсутствия конкуренции), а потом создавать новый железный занавес под видом пресловутого импортозамещения. Налогоплательщики в итоге оплатят этот праздник госкапитализма дважды: сначала — покупая по завышенным ценам автомобили, а потом — скидываясь на то, чтобы у упомянутых госкорпораций дебет с кредитом более или менее сходились.
Одно во всем этом радует: судя по заявлениям вице-президента того же АвтоВАЗа, в самих этих структурах прекрасно понимают, что бюджетного «пирога» на всех не хватит. Означает ли это, что и аппетиты у руководителей госкорпораций станут хотя бы чуть-чуть более умеренными или же мы, перефразируя известный анекдот, будем меньше есть, — станет ясно в ближайшее время. Это покажут принятые по итогам круглого стола в Совфеде поручения и постановления.
Фото: журнал "Движок"