Колонка редактора

«Черный лебедь» из контейнера, или новый удар по автоиндустрии

«Черный лебедь» из контейнера, или новый удар по автоиндустрии

Не успела мировая автоиндустрия восстановиться от последствий пандемии коронавируса и связанных с ней карантинных ограничений и даже более-менее адаптироваться к дефициту микрочипов, как «прилетел» новый «черный лебедь». Причем, как всегда, оттуда, откуда не ждали: со стороны отрасли международных контейнерных перевозок.

О проблемах в данной сфере специалисты начали говорить еще в конце прошлого года. Крупнейшие логистические компании переориентировались к тому моменту на перевозку товаров, которые оказались востребованы у покупателей, сидевших на карантине (речь прежде всего о мебели, тренажерах и бытовой электронике). Автокомпоненты и материалы для них, как и многие другие категории грузов, перевозились по остаточному принципу, что приводило к задержкам в поставках до трех-четырех недель.

В нынешнем году проблем отрасли подкинул злополучный контейнеровоз Ever Given, севший на мель посреди Суэцкого канала и перекрывший одну из главных мировых транспортных артерий. Чуть позже, в начале лета, случилась новая вспышка коронавируса в китайской провинции Гуандун, спровоцировавшая перебои в работе крупнейших в мире портов и терминалов.

Результатом всего этого стал резкий рост стоимости международных контейнерных перевозок. По данным агентства Bloomberg, транспортировка 40-футового контейнера по морю из Шанхая в Роттердам стоила в середине июня рекордные 10,5 тыс. долларов, что на 547% (!) выше среднего сезонного уровня за последние пять лет. А поскольку морем перевозится порядка 80% товаров, торгующихся на мировом рынке, рост стоимости фрахта грозит ростом цен на всё: от кофе, игрушек и мебели до бытовых электроприборов и автозапчастей и компонентов.

Но главная проблема для автоиндустрии — не только и не столько в возросшей стоимости перевозок, сколько в перебоях и задержках поставок. Дело в том, что крупнейшие современные автосборочные предприятия, по сути, не имеют собственных складов запчастей — вместо них на автозаводах работают своего рода распределительные центры, которые направляют поступающие на завод запчасти и компоненты на нужные конвейерные линии. Подобный принцип производства машин получил название “Just in time” («Точно в срок»).

Ведущие мировые автопроизводители столкнулись сейчас с дилеммой: менять ли выстраиваемый годами и десятилетиями подход к работе или ждать, чем разрешится мировой контейнерный кризис, теряя прибыль на фоне только-только начавшего восстанавливаться спроса? Вопрос отнюдь не тривиальный, и ответ на него не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд...

Все-таки в интересную эпоху мы живем! Устои рушатся, вчерашние аксиомы переходят в разряд теорем (то есть начинают требовать доказательств), а текущая ситуация лучше всего описывается не в статьях об экономике, а в известном анекдоте. Повар в Ухане: «Я могу отправить мировую экономику в локдаун одним движением ножа!» Капитан контейнеровоза: «Подержи-ка мое пиво, приятель!..»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
10916

Самые популярные

Автоновости

Тест-драйвы