Колонка редактора
Битва СТМ и переезд на новую площадку. Что ждет российский рынок запчастей и выставку MIMS в ближайшем будущем?
Выставка MIMS Automobility Moscow (до 2022 года — MIMS Automechanika Moscow), прошедшая в нынешнем году уже в 28-й раз, за это время стала едва ли не лучшим отражением текущей ситуации на российском рынке автозапчастей и послепродажного обслуживания автомобилей. На сей раз посещение этого мероприятия дало повод поразмыслить о ближайших перспективах рынка и самой выставки.
Что нынче бросалось в глаза из того, что можно назвать маркерами сегодняшнего положения дел? Первое и главное: эра СТМ (собственных торговых марок компаний-дистрибьюторов и крупных дилерских сетей) не просто наступила — это уже так называемая новая нормальность на нашем рынке запчастей.
Более того, в ближайшее время именно СТМ будут наиболее активно конкурировать за умы и кошельки рядовых автомобилистов и основные объемы заказов со стороны СТО. Некоторые эксперты уже сейчас употребляют термин «битва СТМ» при описании того, что будет происходить на рынке послепродажного обслуживания в РФ в обозримом будущем.
Выиграют в грядущей конкурентной борьбе те, кто начал создавать собственные торговые марки не в 2022 году, когда начали уходить крупные мировые бренды, а раньше — в конце 2010-х на фоне падения курса рубля в 2014–2015 годах и эпохи волатильности валютных курсов.
Что касается самой ситуации с массовым исходом из России тех, кто раньше занимал львиную долю на нашем рынке, то здесь, как принято писать сейчас в соцсетях, не все так однозначно. Ушли главным образом не просто крупные бренды, а лидеры мирового рынка — те, кто наиболее заметен для европейских и международных регуляторов.
Те же, кто был и остается популярен, но не до такой степени, либо нашли способ продолжать полноценную работу в России, либо остались у нас под предлогом «оказания техподдержки действующим клиентам». Такие примеры есть не только среди корейских и японских, но даже европейских компаний. Когда закончится то, что длится уже два с половиной года, и российская экономика вновь начнет двигаться в сторону международной кооперации, нетрудно догадаться, какие именно бренды окажутся на коне в новую эпоху.
Что же до вездесущих китайцев, то по-настоящему крупные бренды из Поднебесной (располагающие собственным производством, выпускающие продукцию не только для розничного рынка запчастей, но и для поставок на конвейеры автопроизводителей) на российский рынок толком еще не вышли. Пока мы наблюдаем лишь первые шаги первых из них по организации полноценной работы в России. Полноценной — в смысле с серьезной гарантийной политикой и системой защиты от контрафакта, по аналогии с тем, как все это было устроено у крупных мировых брендов в предыдущую эпоху.
К слову, многие эксперты и аналитики уже высказывают мнение, что, когда и если компании из Китая всерьез и в массовом порядке начнут выходить на наш рынок, тогда и начнется настоящая конкуренция за потребителя! Пока же подавляющее большинство китайских компаний в основном занято тем, что распространяет на MIMS Automobility Moscow рекламные каталоги и буклеты с автоматическим переводом уровня: «Командир пикапа с баранами Гранд — Ченоки, вождь пастухов».
Сама выставка в скором времени также претерпит структурную трансформацию: в 2025-м она будет проходить не во второй половине августа, как в последние годы, а в середине мая, а затем и вовсе переедет из ЦВК «Экспоцентр» на новую площадку. На какую именно, официально пока не сообщается. Хочется надеяться, что на популярности выставки среди крупнейших экспонентов переезд не скажется.
Фото: журнал "Движок"