Колонка редактора

Back in USSR. Как покупать запчасти в условиях дефицита

Back in USSR. Как покупать запчасти в условиях дефицита

На российском рынке послепродажного обслуживания автомобилей сложилась ситуация, о которой мечтал когда-то лирический герой Аркадия Райкина: «Пусть все будет, но пусть чего-то не хватает. Хоть маленький — но дефицит!» Дефицит, правда, возник отнюдь не маленький, и запчасти, по мнению участников рынка, в скором времени придется не покупать, а доставать — как и в те годы, когда был написан сценарий знаменитой миниатюры.

Об этой проблеме к середине весны стали говорить едва ли не все представители сферы послепродажного обслуживания: от крупных дилерских сетей до небольших независимых СТО и от дистрибьюторов автокомпонентов до розничных магазинов запчастей. Представители отрасли, оценивая ситуацию в ней, сходятся в одном: на фоне известных «геополитических событий» ушли или приостановили работу в России бренды из числа тех, что поставляют в нашу страну критически важные для ремонта и своевременного обслуживания автомобилей запчасти, и это вызвало ощутимые перебои с поставками таких деталей. В числе производителей незаменимых запчастей называют прежде всего Bosch, Denso, Era, Gates, Continental, Dayco, NGK, SKF, Reinz, Elring и других.

Причем пик проблем с поставками еще впереди: как говорят дистрибьюторы, наиболее острым дефицит станет примерно в середине лета — в июне-июле текущего года. Где дефицит — там, естественно, растут и цены. А в нынешних условиях их толкают вверх еще и такие факторы, как проблемы с логистикой и постоянный рост цен на сырье и материалы.

Что делать в подобной ситуации рядовым автовладельцам? Универсальный ответ может показаться банальным, но он актуален в любую эпоху и для любого кризиса: если нужно что-то купить, лучше не делать это в момент всеобщей паники. Грубо говоря, если в магазинах очереди за сахаром и народ готов скупать его по любым ценам, занимать место в хвосте такой очереди точно не стоит! Точно так же — и с запчастями: если профессионалы рынка ожидают пик дефицита в июне-июле — значит, не нужно планировать на этот период ТО или ремонт автомобиля. Или, зная, что именно в это время подойдет срок планового техобслуживания, имеет смысл закупить необходимые расходники заранее (кстати, моторное масло, по прогнозам экспертов, станет одной из наиболее дефицитных товарных категорий).

В качестве еще одной антикризисной меры придется, как писали когда-то в газетах, «поступиться принципами». Например, ставить при ремонте не оригинальные запчасти, а качественный «неоригинал» — детали, выпускаемые для розничного рынка; причем не премиальных брендов, а марок так называемого второго эшелона.

Если же ожидаемый дефицит окажется не только всеобъемлющим, но еще и затяжным — придется не просто брать то, что есть в наличии, но и вовсе откладывать ТО и ремонт до лучших времен. Хотя в чем эти самые лучшие времена будут выражаться — тоже еще вопрос: может быть, в возвращении на рынок приостановивших свою деятельность брендов, а может, и в том, что в наличии запчасти появятся, но не от мировых брендов, а от тех, на заводах которых, как говорится, труба пониже — дым пожиже.

В этой ситуации в небольшом выигрыше окажутся владельцы автомобилей, консервативных с точки зрения конструкции и не самых сложных в ремонте. Какой-нибудь «японец» гольф-класса с атмосферным двигателем и «механикой» окажется существенно дешевле в обслуживании и ремонте высокотехнологичного «европейца» с турбомотором и «роботом». Поскольку ремонт тех же DSG и DCT или турбокомпрессора в условиях дефицита запчастей и ремкомплектов явно влетит в копеечку.

Запчасти же в новых условиях мы, похоже, будем доставать так же, как и во времена уже упомянутого лирического героя Райкина-старшего — по блату: «через завсклад, через директор магазин, через товаровед»...

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1905

Самые популярные

Автоновости

Тест-драйвы