Колонка редактора

Авторынок России: Москва и Питер как отдельные страны в составе РФ
Необъятные просторы нашей Родины с ее расстояниями, многонациональным укладом, природными различиями и неравномерной населенностью неизбежно приводит к тому, что в одних частях страны не совсем понимают, как живут в других. Особенно это касается различий в существовании мегаполисов и регионов, и их квинтэссенцией можно назвать отстраненность двух главных городов России почти во всех аспектах жизни, включая, конечно, и автомобильную.
Наиболее очевидный признак разобщенности двух столиц и регионов — деятельность федеральных чиновников. Если региональные представители власти заняты, как правило, решением личных вопросов, то федеральные транслируют московские проблемы и попытки их решения на всю страну, выдавая это, как им кажется, за заботу о народе.
Примеров масса. Один из автомобильных — бесконечные реформы систем техосмотра, страховки ОСАГО и даже выдачи автомобильных номеров, которые длятся уже скоро как двадцать лет. Сначала московские чиновники передали проведение техосмотра официальным дилерам марок, быстро осознав, что на большей части территории России никаких дилеров, собственно, нет.
Война между автомобилистами, страховыми компаниями и государством ведется с момента появления страховки, поскольку чиновники не сразу сообразили, что цель одних — как можно больше заработать, а вторых — как можно меньше потратить. Последнее нововведение московских чиновников по ОСАГО — расширение выплаты по европротоколу при регистрации аварии в мобильном приложении смартфона с фиксацией системой ЭРА-ГЛОНАСС. Вряд ли такие опросы проводили, но что-то подсказывает, что не все автовладельцы России даже знают значения указанных слов. Если что, обязательное наличие спутниковой системы в России необходимо только с 2015 года, что в принципе делает реформу неактуальной для львиной доли автовладельцев.
Почти все последние законодательные нововведения так или иначе относятся к двум городам России: запрет на въезд в центр города автомобилей разных экоклассов, выдача номеров частными компаниями, реформы платных парковок, разделение водителей на профессионалов и любителей для регулирования деятельности каршерингов и агрегаторов такси — к подавляющему большинству автомобилистов России данные проблемы вообще не имеют никакого отношения.
Для справки московским и питерским чиновникам: в отдаленных населенных пунктах страны автовладельцы имеющиеся у них машины даже на учет не ставят, потому что они в гробу видали государственный техосмотр, транспортный налог и страховку ОСАГО в придачу.
Как ни странно, простые столичные автомобилисты по части компетентности в автомобильных вопросах тоже недалеко ушли от чиновников. Им простительно: они живут теми проблемами, которые есть в их городе, — скажем, как выплатить ипотеку, мечтая о кредите на новый «Фольксваген». Например, довольно большой резонанс получила новость о скором разделении автомобилей на классы экологичности, по которым машинам категории Евро-3 и ниже будет запрещено появляться в центре сначала Москвы и Петербурга, а затем и городов-миллионников. Часть граждан возмутилась такой несправедливостью, а часть поддержала это решение, аргументируя свою позицию тем, что автомобилей класса Евро-3 и ниже в столицах минимальное количество.
Очевидно, что к региональной раздробленности страны добавилась и классовая. Жители Садового кольца и Невского проспекта, к которым, кстати, часто принадлежат и чиновники, действительно видят под своими окнами в основном «Мерседесы», в худшем случае «Солярисы» и «Рио» и в виде исключения «Жигули», что сильно затуманивает восприятие действительности. Беда в том, что эти люди не то что не хотят вникать в проблемы за пределами двух столиц, а отказываются анализировать даже федеральную статистику.
Последняя касается автопарка России, точнее сделок на вторичном авторынке, который, напомню, втрое превышает рынок новых машин. Так вот, с гигантским отрывом первое место занимает «Лада». А самое удивительное, что в 2019 году на первом месте по перепродажам оказалась перестроечная «девятка», на втором — советская «семерка», а на третьем — постсоветская «Приора», она же — модернизированная «десятка». Это все, что нужно знать столичным чиновникам, принимающим законы о запрете автомобилей Евро-3 и выплате страховых возмещений при наличии ЭРА-ГЛОНАСС.