Колонка редактора

Автобизнес и государство: партнерство снова провалилось
Постоянно то с одной, то с другой стороны можно услышать один и тот же важный посыл: государство и бизнес должны работать рука об руку, помогая друг другу. Пожелание прекрасное, только вот каждый видит его по-своему. Если немного утрировать, то предприниматели желают, чтобы госорганы не замечали существования бизнеса, пока все хорошо и прибыль течет рекой, а в случае каких-либо проблем немедленно компенсировали потери бюджетными деньгами. Государство же, в свою очередь, желает, чтобы бизнес, вопреки всем законам капитализма и прибавочной стоимости, добровольно занимался социальной поддержкой населения.
Полная противоположность этих двух мнений наглядно проявила себя во время пандемии коронавируса, когда государство как могло и как умело выполняло обязанности по сохранению жизни и здоровья граждан, ну а бизнес, как мог и умел, пытался сохранить свои капиталы. У кого получилось лучше, сказать сложно. Одни почему-то разрешили открыть многомиллионное метро, но закрыли парки, кафе и кинотеатры. Другие же, в надежде получить компенсационные государственные деньги, начали оформлять как жизненно важные для страны предприятия то откровенных банкротов, то автосалоны BMW.
Еще одна менее глобальная нестыковка интересов произошла уже в августе, когда премьер Мишустин неожиданно подписал указ о том, что отныне ставить на учет автомобили можно в многофункциональных центрах (МФЦ), правда, для этого их придется переоборудовать, снабдить сотрудниками ГИБДД и всем необходимым для проведения данной процедуры. То есть выделить бюджетные средства на все вышеперечисленное.
Но минуточку! Буквально перед самой пандемией, с 1 января 2020 года, в России официально началась глобальная реформа регистрации транспортных средств, согласно которой получить статус регистрационного подразделения может почти любое юридическое лицо, торгующее новыми автомобилями, а поставить станок для производства номеров — практически любой желающий. Кроме того, с 2021 года начнется официальная продажа «красивых» номеров, прибыль от которой теперь пойдет государству.
Власть наивно полагала, что за регистрационными лицензиями выстроятся в очередь как минимум дилерские центры, которые и раньше оказывали эту услугу массово, открыто, но полулегально, а по факту — незаконно.
Ключевая фраза реформы — «прибыль теперь пойдет государству» — оказалось роковой. Самое важное, что по этой самой лицензии ФАС на благо граждан установила жесткое ограничение по стоимости услуги постановки на учет — 500 рублей вместо... полутора-двух десятков тысяч (!), которые дилер брал раньше. Надо ли говорить, что автобизнес с подобной идеей практически сразу послал государство вместе с удобством автовладельцев в известном направлении.
Ну а наивное государство, в очередной раз опрометчиво понадеявшись на предпринимателей, было вынуждено уже по-тихому дописывать реформу и в срочном порядке исправлять свою ошибку, определяя подрядчиков на замену — само собой, в лице тех, для кого комфорт граждан все-таки стоит чуть выше нормы прибыли, то есть государственных МФЦ.