Колонка редактора

Аттракцион неслыханной щедрости или официальная цена как спецпредложение
После того как на российском авторынке на фоне дефицита сформировался рынок продавца, многие эксперты поспешили заявить, что традиционных предновогодних распродаж и скидок на сей раз не будет. Прогноз оказался неточным: скидки были, но они оказались весьма специфическими. Хотя и соответствующими ситуации на рынке.
Петербургские автодилеры начали заявлять в соцсетях о предновогодних скидках и распродажах недели за две до Нового года. «Только 24 декабря: ночь продаж Hyundai! Распродажа 25 автомобилей из секретного списка на рекордных условиях!» — гласило одно из таких объявлений в Facebook. «Чистим склад! Выгода до 270 000 рублей, ТО в подарок!» — зазывал клиентов на распродажу другой дилер той же марки. Третий делал особый упор на то, что ждать желаемую машину не придется: «Весь модельный ряд в наличии! Персональная скидка до 470 000 рублей».
Дилеры других марок не отставали. В частности, известная в Петербурге сеть салонов Renault обещала не только денежную выгоду (хотя и она, как заявлялось, достигала без малого полумиллиона рублей): «Зимняя распродажа! Скидки до 450 000 рублей плюс в подарок два ТО, каско, зимняя резина. Улучшим любое предложение конкурентов!» Последняя фраза встречалась в объявлениях дилеров довольно часто, особенно щедры на «улучшение предложений конкурентов» были салоны, специализирующиеся на автомобилях корейских марок. Хотя и дилеры «японцев» тоже были «в тренде»...
Получается, что, вопреки прогнозам экспертов, предновогодний период на этот раз вновь, как и в предыдущие годы, был лучшим временем для покупки нового автомобиля? И да и нет. Да — потому что тот, кто планировал покупку давно, действительно мог приобрести новую машину на выгодных условиях. Нет — потому что на поверку заявленные скидки оказывались таковы, что всего лишь нивелировали разницу между рекомендованной официальным дистрибьютором розничной ценой и реальной стоимостью, установленной дилерским центром. Грубо говоря, под видом скидок и распродаж из «секретных списков» покупателям предлагались машины по официальному прайс-листу производителя.
Еще один вывод, который можно сделать по результатам беглого изучения предновогодних спецпредложений дилеров, — то, что проблема дефицита машин, о которой так много говорили в минувшем году и которая, по прогнозам многих участников рынка, сохранится и в году наступившем, возможно, не так остра, как ее пытаются представить. По крайней мере перед Новым годом многим автоцентрам было что распродавать, а у некоторых были даже такие склады, которые приходилось «чистить».
Иными словами, кому война, а кому мать родна. Дилеры, как показывает практика, найдут способ заработать в любой ситуации: и в условиях «рынка продавца», и на «рынке покупателя». И все их алармистские заявления о чуть ли не «экзистенциальной» угрозе бизнесу нужно делить как минимум на два.
Здесь мы подходим к тому, о чем давно уже говорят и пишут ведущие экономисты мира: что государству в годину кризиса эффективнее и выгоднее поддерживать не отрасли и рынки в целом (или их отдельных игроков), а потребителей (читай: граждан). Об этом стоит задуматься чиновникам из Минпромторга, когда они будут разрабатывать очередную программу господдержки авторынка...