Досуг

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

23 апреля на площадке музея Гаража особого назначения состоялось открытие ретросезона автоклуба «Волга М-21». Мы отправились на ВДНХ, чтобы поближе познакомиться с реставраторами и их автомобилями. И ответить на вопрос: как чувствует себя классическая «Волга» на современных московских дорогах?

Стоит ли говорить, что автомобильные реставраторы – люди ностальгирующие и любящие круглые даты? Вот и открытие ретроклуба «волговодов» обязательно приурочено к юбилею, причем связанному либо непосредственно с ГАЗ-21, либо со страной, его создавшей.

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

В нынешнем году свою первую годовщину отмечает музей Гаража Особого Назначения, открытый в честь 100-летия транспортного подразделения ФСО. По этому случаю на территории музея была организована выставка машин первых лиц государства – от Delaunay-Belleville Николая II до современных «Аурусов».

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

Экспозицию музея ГОН составляют машины советских вождей на все случаи жизни. В хронологическом порядке (и в порядке убывания чопорности) слева направо: лимузин Rolls-Royce Silver Ghost Владимира Ленина, парадный фаэтон ЗИС-110Б (на нем успел поездить даже Никита Хрущев) и полноприводный ГАЗ-24-95, который Леонид Брежнев использовал на охоте

Представители «Волги М-21» рассказывают, что автоклуб задумывался ради сплочения единомышленников и любителей автомобилей ГАЗ. Реставраторы уверены, что регулярные собрания и участия в выставках (клуб собирается несколько раз в году) привлекают внимание молодого поколения к истории страны, учат заботиться о ее культурном наследии.

Очередное открытие ретросезона было посвящено автомобилям специального назначения. Свои скрупулезно отреставрированные машины «скорой», такси и милиции гости клуба припарковали прямо у главного здания музея ГОН. Именно припарковали: в клубе существует негласное правило, по которому каждой «Волге» положено добраться до выставки своим ходом. Некоторые участники ехали по полторы тысячи километров, но ни одному из 81 экипажа эвакуатор так и не пригодился. Хотя разные трудности вроде погасшего головного света на пути к ВДНХ, конечно, случались.

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

Интересные экземпляры можно перечислять долго. Как вам, например, две 21-х «Волги» лемановского пилота Алексея Васильева, построенные специально для участия в ралли «Монте-Карло»? Конечно, из родного у машины только кузов (под капотом установлен 3-литровый мотор УМЗ-4216 от «Газели», с помощью спортивного карбюратора Weber и других ухищрений с него удалось снять около 200 л. с., тормоза и рессоры также неродные: все-таки ралли!), но ведь и в 60-х инженеры заводской команды «Торпедо» не чурались радикальных переделок...

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

Еще один яркий экспонат – скорая помощь 1967 года на базе ГАЗ-22. Как рассказал ее владелец, восстановление заняло целых три года: редкие запчасти приходилось искать по всей стране, а что-то даже изготавливалось по чертежам. Зато теперь его «Волга» в точности соответствует санитарным машинам той эпохи – кремовый универсал вызывал у зрителей живой интерес

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

Нельзя не упомянуть и машины скорой помощи на базе латвийского РАФ-977, трехрядное такси ГАЗ-24-02, милицейскую вазовскую «копейку» и многие другие объекты советского автонаследия

Моим гидом в этом импровизированном музее Горьковского автозавода стал Владимир Арефьев, автор ютуб-канала «Мастерская 21/21». К покупке «Волги» его подтолкнуло чувство светлой ностальгии по детству: когда-то «21-я» была в семье, но потом ее продали. Серый седан в хорошем состоянии (и за более-менее вменяемую сумму) нашелся в пригороде Арзамаса: как рассказывает реставратор, «поехал не раздумывая». Затраты на приведение ретро-автомобиля в заводской вид здесь приводить не будем. Скажем лишь, что ухоженная «Волга», как и в Советском Союзе, – признак небедного человека.

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

Ретроспецтехника – это не только автомобили

По словам Владимира, его машина соответствует оригиналу на 95%: не хватает мелочей вроде родного домкрата, запасного колеса, «кривого стартера» и бачка омывателя. Трудности возникли и с радиоприемником. Кнопки выбора волновых диапазонов в XXI веке выполняют сугубо декоративную функцию, поэтому в закромах передней панели спрятан USB-порт: на «флешке» записаны советские песни и даже новостные передачи той эпохи.

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

Напрасно полагать современных реставраторов «21-х» дотошными снобами. Рядом с безупречными «Волгами» можно встретить и подобные экспонаты: на литых дисках и с затонированными задними окнами. Эту бирюзовую «Волгу» не пощадило время, но ведь и используется машина по прямому назначению: ежедневно возит людей по их нуждам...

У Владимира ГАЗ-21 самой массовой, третьей серии, за внешний вид радиаторной решетки прозванной в народе «китовый ус». С поиском запчастей для таких машин дела обстоят несколько проще: из почти 640 тыс. выпущенных «21-х» около 470 тыс. пришлось на последнюю модернизацию. Но и привлечь внимание одноклубников и посетителей такой «Волгой» сложнее, поэтому в ход часто идут неродная яркая краска (в том числе двухцветная, которая для третьей серии почти не использовалась; на заводе применялась акриловая, из-за чего машины быстро тускнели) и упраздненная ввиду травмоопасности фигурка оленя на капоте. Наша «Волга» не такая: в родном сером цвете и без лишнего декора. А вынужденный новодел – по возможности незаметный.

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

Удержаться от соблазна поставить на капот своей «третьей» Волги неисторичного «оленя» под силу не каждому: красиво же!

Например, как быть с резиной? Не ездить же на истертой до корда родной! Выходов из ситуации несколько. Один из них – поставить высокопрофильные шины сербского бренда Tigar (сейчас компания входит в структуру «Мишлена», но все-таки бывшая Югославия!): такая стоит на нашей «21-й» и вполне подходит для повседневной езды. Гордую маркировку «Made in USSR» можно встретить только на покрышках откровенно коллекционных образцов: высокие боковины подвержены иссыханию и образованию боковых трещин.

В случае Владимира погоня за музейным состоянием заведомо обречена, ведь «21-я» используется в семье как машина выходного дня: бережный уход – само собой, но сдувать пылинки со своей «Волги» ее владелец считает излишним. Недавно, например, была поездка в Дубну (120 км от столицы), которую машина выдержала с достоинством.

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

ГАЗ-21 первой серии (с пятиконечной звездой на решетке радиатора) – настоящая гордость реставратора: за все время было выпущено лишь около 30 тыс. машин

На ВДНХ Владимир приехал не только, чтобы увидеться с другими любителями олдтаймеров, но и ради презентации воздушного фильтра BIG Filter GB-566 для карбюраторного мотора ЗМЗ 21. Именно ему вместе с напарником по YouTube-каналу Вячеславом Охотиным пришла мысль разработать современный фильтр для любимого автомобиля и всех реставраторов-энтузиастов.

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

В BIG Filter называют этот проект своим самым творческим и эмоциональным: не каждый раз конструкторскому отделу приходится прикладывать руку к сохранению памяти отечественного автопрома!

Мы выезжаем с территории выставки под многочисленные улыбки, поднятые вверх большие пальцы и объективы фотокамер. С годами ВДНХ оформился в памятник послесоветской ностальгии, и наша автоколонна, несомненно, будит в прохожих это светлое и щемящее чувство.

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

В современной Москве с ее нескончаемыми заторами «Волге» тесно. Останавливаясь, нужно каждый раз скидывать на «нейтралку», иначе сцепление долго не протянет. К тому же родной печке не по плечу даже 20-градусная «жара» – машина дрожит и греется, напитывая салонный воздух бензиновыми парами.

Зато на широком шоссе «Волга» не едет, а мягко фланирует, слегка покачиваясь на задних рессорах. Остается лишь приоткрыть окно и сделать погромче ламповый звук советского шлягера – и вот залитая солнцем Москва превращается в декорацию фильма Рязанова или Данелии. Дорожные выбоины, которые на условном Kia Rio пришлось бы избегать даже ценой резких поворотов руля, «21-я» давит не замечая. Не замечаем их и мы, заодно резюмируя: показатели плавности хода у сохранной «Волги» для современного бюджетного сегмента недостижимые.

«Волга, Волга... и ещё Волга!»: реставраторы ГАЗ-21 со всей страны открыли сезон

Вот так разработанный еще в 1950-х автомобиль смог раскрыться в неожиданном качестве. Спустя почти 70 лет ГАЗ-21 остается не только красивым экспонатом советской инженерной мысли – машиной-эпохой, но и вполне состоятельным олдтаймером для выходного дня за рулем: статным, вальяжным, но не по-современному живым. Остается лишь повторить за бесчисленными фанатами старых машин по всему миру: сейчас таких уже не делают!..

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2555