Досуг

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

Летом на длительном тесте журнала «Движок» оказался электровелосипед Skoda, который произвел неизгладимое впечатление — марш-броски на 20-30 км давались с такой легкостью и комфортом, что не протестировать этот чудо-транспорт в качестве альтернативы автомобилю и метро, мы не могли. Тем более, с каждым годом сторонников велосипедизации городских улиц становится все больше. Итак, отправляемся из дома в спальном районе Петербурга на другой конец города на работу на электровелосипеде Skoda e-Bike.

Сначала о маршруте. Его длина по улицам — 18 км, и представляет он собой типичный путь молодого офисного клерка из недорогой съемной квартиры в окрестностях кольцевой автодороги до бизнес-центра в стороне от центрального района города. Оба пункта назначения находятся на расстоянии от метро, а потому путь на общественном транспорте включает не только спуск в «подземку», но и пяток остановок на автобусе. В среднем, учитывая выделенные полосы для ОТ, на весь маршрут уходит где-то 1 час 15 минут.

Выбор пути на автомобиле куда разнообразнее, поскольку поехать можно аж тремя маршрутами. Первый — через центр города. Это самый короткий, но опасный в плане пробок вариант. Проскочить получается раз на раз. Второй — через ту самую кольцевую автодорогу со съездом на набережную Невы. Тут фифти-фифти: половину пути едешь свободно, половину можно протолкаться. В среднем по времени и там, и там, плюс-минус получается тот же 1 час 15 минут, только вариант «через кольцевую» вдвое длиннее по расстоянию. Есть еще третий вариант — через Западный скоростной диаметр. На автомобиле это хоть и длинный, но самый быстрый, правда платный путь — 40 минут и 200 рублей.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

У велосипедиста выбора можно сказать нет — разными вариантами придется так или иначе ехать только через центр города. Соответственно велодорожка заметной длины в центре Петербурга всего одна — вдоль набережной реки Фонтанки. Кроме того, ввиду отсутствия экипировки и шлема, ехать по проезжей части мы тоже не решились из-за очевидной опасности.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

Итак, старт. Известный российский онлайн-сервис по прокладыванию маршрутов выдает время в пути на велосипеде 1 час 30 минут, то есть, уже дольше общественного транспорта. Правда, компьютер не знает секрета — у нас ведь велосипед не простой, а электрический, способный быстро развивать куда большую скорость.

 

От дома до метро буквально долетаем, так как почти вся дорога идет через парк. А вот от метро начинается Московский проспект — вторая по насыщенности и важности улица Петербурга, соединяющая центр мегаполиса с южными районами.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

В больших городах велодорожки просто отбираются у тротуаров или от проезжей части, создавая тем самым сложности всем участникам движения. Практика не российская, а общемировая — во всех столицах Европы делается также и с теми же проблемами. Ездить по центру Амстердама на велосипеде очень трудно. Редкое исключение — новые районы города, где велодорожки порой занесены в проект изначально.

 

На самом деле, ехать по ней хорошо — тротуары широкие, людей на них немного. Проблема в том, что выложены дорожки плиткой, а учитывая отсутствие амортизаторов на нашем Skoda e-Bike, путь получается тряским.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

Главная тормозящая составляющая маршрута — перекрестки и светофоры. По правилам дорожного движения велосипедист на пешеходных переходах обязан спешиваться. Учитывая, что едем мы по тротуарам и правила все-таки стараемся соблюдать, двигаться получается сложно. Электровелосипед со всей своей разгонной динамикой от светофора до светофора буквально телепортируется, так что уже через пару станций метро подобные прыжки с велика и обратно порядком утомили.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

Кстати, движение по проезжей части в этом плане не сильно выигрывает, поскольку стоять на светофорах все равно придется, разве что пешком переходить перекресток не нужно.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

Пешеходы на тротуарах велосипедисту на самом деле почти не мешают — безопасно объезжать их несложно. Только на самых загруженных и популярных у туристов центральных маршрутах или на совсем узких улочках старого Петербурга.

 

На середине Московского проспекта наш маршрут уходит направо, на Лиговский проспект и далее через Московский вокзал к Литейному мосту, то есть, через самый центр города.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

Тут, благо, плитка сменяется асфальтом, а потому комфорт движения резко улучшается. Но исключительно из-за покрытия. Количество же препятствий утраивается. Во-первых, становится более узким тротуар, благо людей по нему здесь ходит немного. Главное — увеличивается высота бордю..., то есть, поребриков, через которые нужно перескакивать на пересекающих дорогах. Учитывая немалую массу наездника и тонкие трековые колеса электробайка, снова приходится часто спешиваться.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

Еще одна неожиданно открывшаяся проблема — пешеходные тупики посреди перекрестков. Удивительно, но часть переcечений в Петербурге невозможно перейти — для них вообще не предусмотрены пешие переходы. Например, добраться пешком от крупного ТЦ «Лето» на юге города до ТЦ «Пулково-3», расположенного всего в 1,5 км через «кольцевую», напрямую невозможно — под развязкой КАД просто не предусмотрены пешеходные пути, только в обход.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-BikeВелосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

Вот такими бетонными и каменными «набросами» у бордюров дорожники пытаются облегчить жизнь питерским велосипедистам. Как говорится, и на том спасибо.

 

Точно такая же ситуация оказалась и в центре Петербурга на перекрестке Лиговского и Витебского проспектов. По правой стороне при движении в центр на них вообще не предусмотрены никакие переходы и переезды ни через Лиговский, ни через Витебский проспект. Нужно возвращаться на полкилометра назад и переходить дорогу только по левой стороне. Сделано это, очевидно, для улучшения движения автомобилистов, поскольку перекресток является «пробочным».

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

В центре Северной столицы добавляется исключительно питерский нюанс: появляются выезды из дворов-колодцев. Оттуда из совершенно невидимой зоны перед едущем по тротуару велосипедистом появляются машины. Учитывая, что в каждом доме таких выездов минимум по два, движение по центру превращается в велозабег с препятствиями.

 

К разговору о том, что нужно съезжать на проезжую часть и не мучится, тоже отнесемся скептически, поскольку среди автомобилистов в этот момент творится утренний пробочный хаос.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-BikeВелосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

Надземные переходы для велосипедиста — то еще удовольствие, особенно для прекрасной половины человечества. Закатить на отвесную 10-метровую высоту электробайк весом свыше 20 кг девушкам непросто.

 

Итог 18-километрового путешествия на электрическом Skoda e-Bike через центр Петербурга утром на работу 1 час 50 минут, куча потраченных нервов и потная футболка.

 

Каков итог?

 

Собственно, выводы были очевидны и до эксперимента, который их подтвердил самым наглядным образом. Велосипед - хоть простой, хоть электрический - неподходящий для мегаполиса транспорт. Он требует отдельной инфраструктуры, которую невозможно полноценно добавить в уже построенный город — она должна была закладываться изначально. Попытки насильственно впихнуть педальный привод в городские массы, отобрав дороги у пешеходов и автомобилистов, приводит как минимум к раздражению всех участников движения, а как максимум — к трагедиям.

Самое интересное, что эта ситуация характерна не только для России. Мы имели возможность покататься на велосипеде не только в Северной столице, но и по разным городам Европы, включая велостолицу ЕС — Амстердам. И знаете что? Там точно такой же хаос и те же самые проблемы, только возведенные на местном уровне в статус достопримечательности. Никакого кайфа за 4-часа езды по столице Голландии мы не испытали, трижды чуть не попав под машину, чуть не посбивав с пяток пешеходов и выслушав весь местный мат в свою сторону.

Велосипед как альтернатива машине, автобусу и метро: эксперимент с электрическим Skoda e-Bike

А вот за развитие велотранспорта и велосипедной инфраструктуры в пригородах мы двумя руками за. Например, от метро «Звездная» на юге Санкт-Петербурга до исторического центра Пушкина проложено отличное велошоссе, которое заканчивается шикарным по красоте Александровским парком. Вот тут ездить одно удовольствие. Кстати, вернуться обратно в город легко можно на электричке, в тамбуре которой свободно помещаются несколько великов. Никаких проблем, и никто никому особо не мешает.

Собственно, точно такая же ситуация и в Европе с их пряничными деревушками и полупустыми загородными дорогами, по которым только на велосипеде и ездить.

В общем, по нашему теперь уже подтвержденному опытом мнению, считаем велосипед все-таки рекреационным транспортом, место которого на загородных просторах и в парках, но никак не на забитых улицах многомиллионного мегаполиса.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1776