Досуг

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

На страницах «Движка» вы можете найти тесты Skoda Kodiaq в Азербайджане, Эстонии, Испании, нескольких городах Германии и даже на специальной площадке у ТЦ «Мега» в Санкт-Петербурге. Во время редакционного тура по Германии Kodiaq даже заезжал на предприятия, где производят его компоненты: оптику Hella, амортизаторы Monroe и двигатели TSI. Чего не хватает? Правильно: типичной российской действительности провинциальных городов.

Дорога контрастов

Особенности маршрута из Петербурга в Карелию нам известны наизусть. Трасса «Кола» у жителей соседних регионов ассоциируется одновременно с великолепными зимними пейзажами и извилистыми дорожками Карелии, а также с регулярным ремонтом, который продолжается и в 2020-м году, на этот раз на территории Ленинградской области. Здорово, что российские дороги постепенно избавляются от своего не лучшего имиджа, однако бесконечная стройка на разных участках с пробками и простоем добавляют утомительных часов в пути.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda KodiaqПогибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

К сожалению, масштабные проекты по реконструкции касаются в основном федеральных трасс, а вот региональные бюджеты с поддержанием дорожной инфраструктуры в большинстве своем не справляются, что мы регулярно и наблюдаем, как только съезжаем с трассы Р-21 в столицу Карелии — город Петрозаводск.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda KodiaqПогибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Хотя, очевидно, что улучшения есть и здесь — основные улицы стараются приводить в порядок. Периодически асфальт в республиканской столице меняют, ямы заделывают, но появляются новые, причём, пугающих глубины и размеров. Один из городских долгостроев — мост через реку Лососинку между Лесным и Карельским проспектами можно начинать ремонтировать заново. Порой из-за качества дорог случаются и ЧП с провалами асфальта вместе с людьми. Да и уборкой улиц от снега занимаются главным образом в центре, благо этой зимой работа коммунальщиков сведена к минимуму.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Онежское озеро — жемчужина Карелии, которая украшает не только столицу республики, но и все окрестности. Где-то там находится великолепный исторический архитектурный комплекс Кижи, куда на машине уже не добраться.

С учетом того, что загородная Карелия является благодатным краем для рыболовов, охотников и грибников, а городская крайне отрицательно относится к низкому клиренсу и единственной паре ведущих колес, внедорожник — мечта почти всех автомобилистов Карелии. Просто потому, что это порой единственно возможный транспорт, справляющийся с реальностью этого региона.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda KodiaqПогибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Кстати, обеспеченные жители Карелии не гонятся за пафосом элитных автомобильных брендов — в Петрозаводске люкс-седаны от Mercedes, BMW и Audi спросом почти не пользуются, да и всевозможные X5 тоже мелькают не часто, зато Toyota Land Cruiser очевидно возведена в ранг эталона — столько здесь японских внедорожников всех возрастов и поколений.

Тем, кому на столь дорогой агрегат не хватает финансовых возможностей, а передвигаться на отечественной продукции уже не хочется, все чаще выбирают кроссоверы, которые может и не обладают особой вездеходностью, но справляются с большинством дорожных препятствий. Один из популярных паркетников, в том числе и среди автовладельцев Карелии — Skoda Kodiaq.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Чешский кроссовер Kodiaq имеет очень хорошо настроенную подвеску и оснащается муфтой, которая всегда держит небольшой преднатяг на задней оси. Кроме того, можно активировать внедорожный режим, который перенастраивает страхующую электронику. Единственный нюанс: не стоит увлекаться дисками большого размера, которые сильно влияют на комфорт при проезде колдобин.

Ненужная промышленность

Хочется напомнить, что Карелия — это не только красивейший северный край рек, лесов и озер, но еще и некогда промышленный центр с трехсотлетней историей. Вернее сказать, край был этим промышленным центром. Собственно, Петрозаводском столица названа неспроста — градообразующим предприятием был сталелитейный военный завод, который был заложен по приказу Петра I в 1703 году для обеспечения пушками российских войск в ходе Северной войны со шведами. Собственно, город построен вокруг предприятия с богатейшей историей.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda KodiaqПогибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda KodiaqПогибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Фото: ru.wikipedia.org

За время своей работы в царский период завод переживал разные времена, меняя названия, но закрыт так и не был, выполняя как военные, так и гражданские заказы — для предприятия всегда находилась работа. После того, как в начале XX века к власти пришли большивики завод и вовсе получил второе дыхание. Предприятие превратилось в Онежский металлургический и механический завод, а пережив Великую Отечественную войну, начало возрождение с производства тракторов, став в итоге Онежским тракторным заводом и одним из крупнейших производителей техники.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Фото: альбом «Россия ХХ век в фотографиях», библиотека изображений "РИА Новости" (visualrian.ru)

Начало конца, как и для многих предприятий СССР, пришло в 1991 году вместе с развалом страны. Переданный в частные руки завод, переходивший от одних собственников к другим, и даже пытавшийся наладить сотрудничество с иностранными компаниями, так и не смог влиться в рыночную экономику. В 2005 году началась процедура банкротства предприятия. В 2007 году все ликвидные мощности были перенесены на второю площадку ОТЗ, которую мучительно пытались открыть еще аж с 1968 года.

В 2010 году вся историческая территория Александровского завода петровских времен была продана петербургскому застройщику, который снес под корень предприятие с 300-летней историей, чтобы воздвигнуть на его месте новый жилой комплекс. На текущий момент оставлено несколько исторических зданий-призраков с крайне туманными перспективами. У города вкладываться в их восстановление нет средств, а у бизнеса — особого желания.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda KodiaqПогибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda KodiaqПогибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda KodiaqПогибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Остатки предприятия на второй площадке, не несущей никакой исторической ценности, были обанкрочены в 2016 году, а в 2019 году выкуплены белорусской компанией, которая планирует начать выпуск лесозаготовительной техники...

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Дизель — наш традиционный выбор при дальних путешествиях, благо Skoda Kodiaq продается в России с подобным двигателем, причем в сочетании с полным приводом и автоматом. При хорошей загрузке машина потребляет не более 10 литров солярки в городе и около 6 литров на трассе. Комплектация недешевая: участвующий в тесте автомобиль потянул на 2,5 миллиона рублей. Если же особо не увлекаться дополнительными опциями, можно уложиться и в два миллиона.

Еще одно производство Петрозаводска с не такой богатой историей, но со столь же печальной судьбой — завод «Авангард». Военное предприятие по производству торпед, должно было укрепить морскую обороноспособность Советского Союза на северном направлении в годы Второй мировой войны. Увы, территория попала под оккупацию, так что завод был восстановлен уже после победы в 1945 году, но как гражданское судостроительное предприятие.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda KodiaqПогибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Фото: karel.mk.ru, wunderwafe.ru

Завод выпускал рыболовные суда, с помощью которых обеспечивали продовольствием рабочих, восстанавливающих страну после войны. Был налажен выпуск уникальных зерновых сухогрузов, спасательных шлюпок, пожарных катеров, санитарных судов и даже частных яхт. Само собой, в СССР мало какое предприятие не имело двойного назначения, тем более, изначально построенное военными. Так что «по секрету», о котором все знали, «Авангард» выпускал и военные тральщики, невосприимчивые к подводным минам. Именно по этой причине завод «Авангард» неоднократно менял секретные названия, превратившись в какой-то момент в... «Почтовый ящик №14».

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda KodiaqПогибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Фото: fleetphoto.ru

Ну а затем и здесь наступил 1991 год. Предприятие за пару лет превратили в частное акционерное общество, однако разваливающаяся страна отказалась от госзаказов - как от гражданских, так и от военных. В результате руководство предприятия принялось искать клиентов самостоятельно, однако в конце концов перешло на производство табуреток и моек из нержавеющей стали. Продержаться таким образом заводу «Авангард» удалось до 2009 года.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

В 2011 году остатки разорившегося предприятия выкупила компания «Орион», которая планировала наладить производство экранопланов для ФСБ. Однако сначала специалисты столкнулись с бюрократическими проволочками, связанными с отсутствием документов на эксплуатацию подобного транспорта, а после крушения испытательного образца в 2015 году, отложило выпуск. Все, что удалось найти по компании «Орион» на сегодняшний день — сайт с московским адресом и одной моделью компактного гражданского экраноплана «Орион-10», собираемого под заказ. На самом заводе признаков жизни мы не обнаружили, если не считать несколько пачек новых строительных блоков, брошенных у стен разбитого цеха.

И таких историй только в одной Карелии можно насобирать несколько десятков...

Каков итог?

Трудно представить, но на небольшой территории Карелии функционировало — только вдумайтесь! - более 100 производственных предприятий, работавших по двум десяткам отраслей! По уровню промышленного развития республика занимала одно из ведущих мест в СССР. К сегодняшнему дню от былого величия не осталось почти ничего. Из 85 регионов России Карелия занимает 74 место по уровню жизни населения.

Погибшая промышленность Карелии: социально-исторический тест-драйв на Skoda Kodiaq

Фото: ru.wikipedia.org

Большая часть функционирующего бизнеса (в большинстве своем торгового) в регионе поделена между московскими, петербургскими и кавказскими предпринимателями.

Соседняя Финляндия давно и системно, на государственном уровне ведет в Карелии политику репатриации населения с финно-угорскими корнями, предоставляя нашим эмигрантам заметную финансовую поддержку при переезде, в том числе, трудоустройство на своих промышленных предприятиях, где занята четверть всего населения страны. А сами предприятия обеспечивают свыше трети ВВП всего государства, позволяя региону входить в ТОП-10 стран ЕС по уровню жизни.

Журнал «Движок» выражает благодарность компании «АвтоПремиум», официальному дилеру Skoda в Санкт-Петербурге, за предоставленный для путешествия автомобиль Skoda Kodiaq.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1979