Досуг

От «Красина» до «Ленина»: едем из Петербурга в Мурманск на пикапе GWM Poer
Новогодние каникулы – отличное время для внутренних автопутешествий! Понятно, что многие россияне, устав от зимы, предпочтут отправиться туда, где потеплее. Однако есть и те, кого, наоборот, тянет туда, где во всей красе раскрывается арктическая романтика с трескучим морозом, полярной ночью и северным сиянием. Обозреватели журнала «Движок» – среди них. Во второй раз, только теперь в разгар зимы и на дизельном пикапе GWM Poer, отправляемся в Арктику – передать привет от ледокола «Красин» ледоколу «Ленин».
Напомню, что подобным маршрутом мы уже ездили в бархатный сезон 2020 года. Правда, в середине бабьего лета маршрут усложнялся тем, что предстояло доехать до полуострова Рыбачий.
Сейчас же нужно было понять, что это вообще такое – путешествие на машине за Полярный круг зимой, какие сложности нужно пройти и как их преодолеет китайская новинка. Итак, отправляемся из Санкт-Петербурга в Мурманск по трассе Р-21 «Кола».
Символический старт путешествия – с набережной Лейтенанта Шмидта в городе на Неве, где красуется ледокол «Красин» с более чем столетней и невероятной историей. Построенный в Англии корабль был участником множества международных событий и перипетий. Для всех, кто интересуется морской историей и северными географическими открытиями, экскурсия обязательна!
Герой нашего очередного путешествия – Poer, флагманский пикап Great Wall Motors, яркая и привлекающая внимание внешность которого явно нарисована под вдохновением от Toyota Tundra. Автомобиль постарается вернуть в Россию моду на эффектные легковые грузовики, покупающиеся не столько для дела, сколько для любования. За время длительного теста мы неоднократно получали комплименты в адрес Poer.
Автомобиль длиной 5404 мм и шириной 1934 мм крупнее всех японских конкурентов на российском рынке. При этом китайский пикап оснащен самым скромным по объему и мощности дизельным двигателем 2.0 на 150 лошадиных сил, в паре с которым работает исключительно 8-ступенчатый «автомат» ZF. Само собой, один из главных козырей машины – относительно доступная цена: в богатой базовой комплектации Poer можно купить за 2,55 миллиона рублей.
От Санкт-Петербурга до Мурманска – 1350 км, что означает минимум два дня путешествия. Самой комфортной и интересной будет остановка, конечно, в столице Карелии Петрозаводске. Однако город находится всего в 420 км от Петербурга, так что разделение маршрута окажется крайне неравномерным. Кстати, если совсем не торопиться, то по дороге до Петрозаводска тоже можно найти немало интересного.
Ровно на середине пути расположен город Сегежа, а в относительной близости от него – Медвежьегорск, Беломорск и Кемь, каждый из которых может предложить ночлег. Сетевых гостиниц именитых брендов тут нет, но неплохие «трешки» имеются, а те, кто ищет атмосферу этакого киношного «роуд трипа», могут остановиться и в придорожных карельских мотелях. Они скромные, но чистые и теплые, наполненные провинциальным гостеприимством с толикой советской ностальгии.
Трасса Р-21 «Кола» - комфортная, ровная и на всем протяжении неплохо почищенная дорога, с не самой большой транспортной загрузкой. Ближе к Петрозаводску она извивается серпантином, на котором надо быть аккуратнее, а вот после почти до самого Мурманска представляет собой 1000-километровую прямую, проходящую в стороне от населенных пунктов. Ехать по такой легко, но скучно: пейзажи зимней сказки за окном через 5-6 часов приедаются.
Самое время рассказать о том, что, собственно, представляет собой GWM Poer внутри и насколько в нем комфортно путешествовать.
В первую очередь, стоит помнить, что ближайшим родственником «Поэра» является большой и добротный внедорожник Haval H9, который впечатлил нас своим комфортом. Так вот интерьер пикапа с поправкой на кузов и опциональный состав во многом повторяет убранство флагмана модельного ряда Haval. Давно вы видели в утилитарной машине нарядный светло-коричневый интерьер из экокожи, обильно украшенный декором и снабженный богатым современным функционалом? Самое приятное, что все это к тому же добротно скроено – к качеству исполнения вопросов нет.
Еще один плюс – понятная архитектура передней панели, благодаря которой у пикапа Great Wall хорошо организовано управление всеми функциями. Всё находится именно там, где и ожидаешь увидеть. Причем, в отличие от того же Haval Jolion, новый Poer если и «оцифрован», то в меру: тачскрин, например, оставлен только для богатой мультимедийной станции. Единственный нюанс: китайцы зачем-то «зашили» в нее управление подогревом сидений.
Без ложки дегтя все-таки не обошлось: из-за странной «экономии на спичках» есть претензии к посадке. Небольшим сиденьям не хватает диапазонов регулировок, руль меняет положение только по углу наклона, а ремни безопасности трут шею, потому что закреплены намертво.
Задний ряд просторен, но традиционно не очень удобен из-за вертикальной спинки. Кроме того, складывается он только целиком, что при необходимости автоматически исключает наличие пассажиров.
Кузов Great Wall Poer хорош: большой и квадратный, сразу же с защитным кожухом и эффектными дугами. Борт имеет пневмоупоры и выдерживает 150 кг нагрузки. Паспортной грузоподъемности в смешные 375 кг не верьте – так китайцы решили обхитрить московские законы по ограничению въезда в центр столицы. В реальности пятилистовые рессоры, поддерживающие кузов, позволят без проблем загрузить сильно больше тонны.
О том, что пикап – это не лучший экспедиционник, мы узнали еще в 2017 году на тесте Fiat Fullback. GWM Poer, собственно, ничем в этом плане не отличается.
Основных проблем две. Первая – размещение скарба: все личные вещи и взятый в дорогу провиант придется хранить в кабине, а значит фактически использовать второй ряд как багажник. Если путешествовать вдвоем, это еще годится, а вот большее количество людей тут же создает трудности с размещением. Открытый ветрам, снегу, морозу и грязи кузов – не выход. Причем, сумки и чемоданы для путешествий в нем придется как-то крепить, а по-хорошему – докупать специальные органайзеры. Неудобно.
Вторая проблема – невозможность отдохнуть в дороге. Дело в том, что почти любой внедорожник при складывании задних сидений позволяет организовать спальные места в случае острой необходимости. В пикапе сделать подобное физически невозможно, что в «дальнем бое» добавляет утомляемости.
Один из самых серьезных недостатков путешествия зимой на Крайний север – очень короткий световой день. В Мурманске он сокращается до трех часов светло-серого неба над головой с 12.00 до 15.00, все остальное время длится полярная ночь, так что посмотреть при свете на многое не удастся. Например, знаменитую стелу пересечения полярного круга мы застали в глубокой темноте, хотя на часах не было и шести вечера. Эта особенность путешествия выявила еще один вопрос к Poer – не лучший свет роскошных на вид светодиодных фар: если ближний можно оценить на четверочку, то дальний - уже на троечку.
Так или иначе Great Wall Poer поглощает километры без особого напряжения для водителя. Во-первых, высоченный пикап с «лопухами» зеркал и камерами кругового обзора обладает отменной обзорностью, позволяющей на трассе смотреть далеко вперед и легко маневрировать в городе. Кроме того, снежная пыль из под колес идущих впереди машин почти не достает до лобового стекла пикапа – обгонять на зимней трассе заметно легче.
Второй момент – превосходная энергоемкость подвески и хорошая шумоизоляция. Poer на высокопрофильных шипованных покрышках Nokian безмолвно держал удары неожиданных ям, несмотря на то что профиль полотна в рамном пикапе ощущается пятой точкой отчетливо. Из внешних звуков негромко солирует разве что бурчащий дизель.
По дороге в Мурманск есть на что посмотреть. Но, повторимся, ювелирно придется подгадывать время, так как количество световых часов сильно ограничено. В окрестностях Беломорска расположены места стоянок древних людей (возрастом 4500-5500 лет), которые оставили множество наскальных рисунков или петроглифов. Здесь же расположен музей. Можно остановиться около Кольской атомной станции, теплые воды от которой на морозе создают особые зимние паровые пейзажи. Ну и, конечно, стоит посетить главный полярный курорт этих мест – Кировск.
Может показаться, что Кировск – это пригород Мурманска. На самом деле между городами – 214 км, что занимает не менее трех часов пути в одну сторону. Сразу стоит понимать, что Кировск – курорт горнолыжный, так что все развлечения строятся вокруг катания по склонам. Хотя есть здесь и сафари на снегоходах, и «Снежная деревня», и неплохая гастрономия. В общем, как минимум на один-два дня в Кировске стоит задержаться, даже если горные лыжи в планы не входили.
Теперь о главном: ездовых характеристиках пикапа Poer. Как уже было сказано, под капотом машины 150 сильный дизель. С учетом почти 2,5 тонн веса и заявленных 16 секунд разгона до 100 км/ч может сложиться впечатление, что Great Wall, что называется, «не едет».
На самом деле реальные возможности легкого грузовика ни разу не напрягли. Poer уверенно берет старт и вливается в поток, а ускорения в диапазоне 80-120 км/ч, когда нужно быстро обгонять фуры, так и вовсе оставили положительное впечатление. Причины такой легкости – очень хороший крутящий момент в 400 Нм и расторопный автомат ZF, который слаженно работает с мотором.
В помощь водителю – блок управления «характером» с тремя режимами: «Эко», «Комфорт» и «Спорт». Да вот толку от него – чуть: ни снижения расхода, ни прибавки в динамике от переключений мы особо не почувствовали.
С чем нужно быть начеку – так это с управлением. Главная беда пикапа с основным задним приводом – разгруженная корма, которую болтает даже на прямой при чуть более резком продавливании акселератора, не говоря уже про виражи. Система стабилизации тут слабый помощник, а вот минимум 300 кг балласта придутся очень кстати.
Great Wall Poer не оснащен предпусковым подогревателем, но за время путешествия в плане холодного пуска не подвел ни разу, хотя температура на Севере колебалась в диапазоне от -15 до -25 °C, что для январского Заполярья, можно сказать, тепло. Проблема пришла с другой стороны: у пикапа оказалась слабая печка, которая с большим трудом прогревала кабину исключительно в максимальном положении климат-контроля, благо для задних пассажиров китайцы догадались сделать дополнительные воздуховоды.
Еще один важный показатель автомобиля – проходимость. Заочно Poer, как и многие конкуренты, – внедорожник с расширенным арсеналом талантов, но со своими нюансами. Главный из них – специфическая для пикапа система полного привода, которой заведует кроссоверная муфта BorgWarner, автоматически подключающая переднюю ось. Дополнительными помощниками выступают понижающая передача и жесткая блокировка заднего межколесного дифференциала.
За время путешествия Great Wall прямо-таки в суровых внедорожных условиях не оказывался, но по зимним лесным колеям и хорошей целине поездить успел, не застряв нигде – еще раз спасибо добротным зимним шинам от Nokian Tyres! Однако разгруженная корма и тут дала понять, что с пустым кузовом на пикапе лучше не ездить – без нагрузки задние колеса будут впустую шлифовать поверхность даже со всеми включенными блокировками.
Без малого 3000 км туда-обратно Great Wall Poer преодолел со средним трассовым расходом 8,5-9 литров солярки на 100 км. В городе этот показатель поднимается до 10-12 литров. Для 2,0-литрового дизеля на коммерческой машине – норма. Автономность хода на одном 70-литровом баке составила около 750 км, что позволило отправиться в путешествие без запасных канистр. Хотя трасса Р-21 «Кола» в плане наличия АЗС не лучший пример, но точно и не худшая из дорог.
Мурманск – это типичный провинциальный городок, который по масштабу, например, не сильно отличается от того же Петрозаводска – население около 280 тысяч человек. Главная отличительная черта – арктическое расположение и федеральная промышленно-транспортная значимость. Вся жизнь Мурманска строится вокруг незамерзающего порта, в котором базируется, например, российский атомный флот. Еще одна особенность: Мурманск построен на холмах, что придает городу немного «горного» колорита.
Ну а что касается рекреационной составляющей, то планы стоит строить минимум дня на три. Не поленитесь отстоять очередь на ледокол «Ленин», привет которому мы все-таки передали. Заехать стоит и к монументальному памятнику Защитникам Советского Заполярья «Алеша». Парк «Северное сияние» и саамское поселение познакомит с северными оленями и культурой коренных северных народов. Все это, конечно, с возможностью увидеть северное сияние и отведать морских деликатесов Баренцова моря.
Каков итог?
Ответим теперь на два последних вопроса: стоит ли ехать в Мурманск на машине и подходит ли для этого тестовый пикап?
В целом, GWM Poer, несмотря на ряд недостатков, оставил у нас положительное впечатление. Если нужен комфортный, современный и вместительный легковой грузовик, а переплачивать за «японца» желания нет – вариантов на российском рынке практически не остается.
Вот только затраты на путешествие втроем даже с учетом экономичного дизеля в очередной раз оказались сопоставимы с билетами на самолет, который экономит четыре дня пути туда-обратно. Учитывая 3000 км прямой и малоинтересной дороги, проще взять внедорожник напрокат в Мурманске…
Фото: журнал «Движок»
Характеристики | Great Wall Poer |
Технические характеристики | |
Длина, ширина, высота в мм | 5403х1934х1886 |
Снаряжённая масса, кг | 2120 |
Объем багажника, л | 1520х1520х538 |
Клиренс, мм | 232 |
Двигатель | |
Тип | Турбодизельный, R4 |
Объем, см. куб. | 1996 |
Мощность, л.с. при об/мин | 150/3600 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 400/1500 |
Трансмиссия | Автоматическая, 8-ст. |
Привод | Полный, с понижающей передачей и блокировкой |
Ездовые параметры | |
Разгон до 100 км/ч, сек | 16 |
Максимальная скорость, км/ч | 155 |
Средний расход топлива, л | 9,5 |
Смотреть рейтинг протестированного автомобиля