Досуг

Небанальная Эстония: путешествуем по Раквере, Тарту и «Луковой дороге» на автомобилях Skoda
В силу географической близости к Петербургу и Пскову Эстония и Финляндия остаются главными туристическими центрами для жителей этих городов. Едут туда и с целью покупки качественных европейских товаров и продуктов, и чтобы насладиться историческими красотами Таллина или Хельсинки, да и просто развеяться в спа-центрах, цены в которых порой заметно отличаются в лучшую сторону от петербургских. В прошлый раз мы рассказали о приграничной Нарве, теперь же пришло время двигаться дальше, вглубь страны. Так что отправляемся на поиски эстонских приключений вместе со Skoda.
Маршрут из Санкт-Петербурга и этапы прохождения границы мы подробно описали в предыдущем путешествии, так что повторно останавливаться на них не будем. Лишь напомним: перед поездкой в Эстонию не забудьте сделать грин-карту, стоимость которой на июнь 2018 года составляет 2450 рублей на 15 дней, и забронировать время проезда через границу из Эстонии на обратном пути, чтобы долго не стоять в живой очереди.
Ровно на полпути из Нарвы в Таллин находится маленький городок Раквере с населением менее 20 тыс. человек. Большинство тех, кто направляется в столицу Эстонии, проезжает мимо, поскольку главная трасса проходит в стороне от этого населенного пункта, задевая лишь часть объездной дороги.
Skoda Kodiaq 4x4 — потенциально самый подходящий автомобиль для автотуризма из чешской линейки: самый просторный, вместительный, высокий и проходимый среди всех «Шкод». Однако для перемещений по Европе с учетом качества дорог и развитости дорожной сети иметь запас «внедорожности» необязательно. Skoda Superb и Octavia справлялись с транспортными задачами не сильно хуже
А потратить всего пару часов на заезд в Раквере просто необходимо, поскольку именно здесь стоит средневековый замок на холме Валлимяги, строительство которого было начато в ХIII веке. В более или менее законченный вид крепость привели к началу XIV столетия, а сегодня она представляет собой своеобразный историко-развлекательный парк.
Дело в том, что здесь не проводятся банальные статические экскурсии по павильонам замка, а проходят интерактивные мероприятия, в которых принимают участие все пришедшие. Внутри замка воссоздана жизнь средневекового укрепления: посетителей одевают в средневековые накидки, организуют между ними рыцарские поединки — как пешие, так и конные, рядом стреляют из пушек, устраивают построения замкового гарнизона. Во дворе свободно гуляют домашние птицы и животные. Экскурсии проводятся в шутливо-развлекательном формате, когда экскурсантам предоставляют возможность поучаствовать в исторических викторинах.
Для любителей острых ощущений в подземельях замка устроен «Лабиринт ада» с различными «пугалками», проход в который проложен через жутковатый склеп и камеру пыток. Историчной вся эта жуть, конечно, не является, хотя и выдумкой назвать ее тоже нельзя. Пытки в разной форме и по любому поводу в средневековой Европе осуществлялись повсеместно, а уровень религиозности требовал четкого описания всех этапов загробной жизни грешника. В общем, окунуться в эту атмосферу можно довольно наглядно.
В Раквере можно посетить еще и Музей эстонской полиции, разделенный на тематические зоны, включая небольшой интерактив. Разгул преступности в стране соответствует ее масштабам. Главные беды — наркоторговля, периодические общественные беспорядки и редкие убийцы-одиночки. Количество ДТП за год не превышает 15 тыс., и в них погибает порядка 50–60 человек.
Залог комфортного путешествия на автомобиле — уровень оснащения транспортного средства. Эргономичные, выверенные по профилю кресла, хорошая шумоизоляция, подогревы всех сидений, розетки по всему салону, включая разъемы на 220 В, светодиодные фары с функцией автоматического переключения и, конечно, активный круиз-контроль. Единственное, чего не хватало в тестовых автомобилях Skoda, — штатной навигационной системы. Понятно, что в России удобнее пользоваться online-сервисами, но в Европе они не работают, а потому иметь хоть какой-то путеводитель в машине крайне желательно
В 120 км от Раквере, по дороге на юг, притаился еще один эстонский город, который должен войти в обязательную программу путешествия по стране, — Тарту. Это второй после Таллина по величине и очень древний город, известный с начала XI века. За время своего существования он находился под управлением семи государств, союзов и орденов, в том числе длительное время — под русским покровительством, когда был известен как город Юрьев.
Университет Тарту
По антуражу Тарту представляет собой классический европейский город, компактно и интересно совмещающий в себе все этапы исторических эпох — от средневековья через советское наследие к современности. Все это дышит богатейшей историей, а также уютной и аккуратной провинциальностью и спокойствием. Последний факт особенно удивителен, поскольку Тарту — город студентов: здесь расположен самый старый университет Эстонии и один из старейших в Европе, основанный в 1632 году шведским королем. В современное здание университет переехал в начале XIX века, а в сохранившихся старинных корпусах ныне располагаются музеи.
Визитные карточки города — «Падающий дом» и фонтан целующихся студентов, расположенные в самом центре города, на Ратушной площади
Собственно, как и многие древние города Европы, Тарту условно можно разделить на Старый город, то есть исторический центр, и Новый город, которым он обрастал в течение последних столетий. Прогулки по Старому городу могут затянуться на несколько часов, поскольку рассказывать о событиях, произошедших за тысячу (!) лет, гиды могут бесконечно.
Домский собор
Неотъемлемой частью Тарту является английский парк и Домский собор XIII века, восстановленный наполовину. Сделано это специально, чтобы сохранить следы исторических событий. В английском парке, помимо исторического здания обсерватории, находятся еще две достопримечательности: Ангельский и Чертов мост, названия которых, как ни странно, к загробной жизни не имеют никакого отношения. Ангельским мост стал из-за особенностей эстонской транскрипции словосочетания «английский мост», а Чертов возник как семантический противовес.
Чертов мост (слева) и мост Каарсильд
Еще один мост, уже современный, построенный во времена СССР, находится рядом с Ратушной площадью. Арочный, или «горбатый», мост Каарсильд соединяет берега реки Эмайыги и построен на месте исторического каменного моста Кивисильд XVIII века, разрушенного во время Второй мировой войны. С мостом связана опасная традиция: студент считается закончившим университет, если пройдет по его арке. Всемирную известность мосту обеспечила парочка, предавшаяся любовным утехам на 45-метровой высоте. За все время существования моста здесь произошло два трагических происшествия: один суицид и один несчастный случай, когда с высоты сорвался смельчак на моноцикле.
Современная черта Тарту — стрит-арт. Несмотря на то что официально он запрещен, городские власти и уличные художники сосуществуют в эдаком симбиозе: одни не позволяют себе лишнего, другие закрывают глаза на творческие шалости. В городе даже проводится фестиваль граффити, есть свои знаменитости и печатается специализированный журнал. Существует и одно место, где рисовать на стенах можно абсолютно легально
В 60 км от Тарту в сторону Чудского озера находится еще одно интересное место, получившее название «Луковая дорога». Вообще-то по-своему великолепно все побережье озера, которые в силу масштабов производит впечатление моря.
Условная «Луковая дорога» тянется 30 км вдоль берега, от деревни Варнья до городка Калласте, и свое название, по преданию, получила благодаря луку, который именно отсюда распространился по всей Эстонии. Почему лук? Как считается, на этих болотистых землях больше ничего и не росло. В результате основным продуктом в здешних местах стала чудская рыба, а главным гарниром — лук и блюда на его основе.
Здесь же живут и главные хранители местных традиций — русские староверы, бежавшие на эти земли от преследования после не принятых ими религиозных реформ XVII века. На сегодняшний день их образ жизни превращен в своеобразный туристический бренд: в поселении староверов есть много интересного.
Можно побывать в Музее цикория, увидеть, что такое баня по-черному, отведать блюда национальной кухни и заняться традиционным рукоделием. Собственно, для российских путешественников ничего необычного нет: так в российских деревнях жили раньше и много где живут теперь, разве что здесь все это чуть-чуть приправлено эстонским национальным колоритом.
На эстонских дорогах бензиновые модификации Skoda в очередной раз доказали, что бензиновые моторы TSI по экономичности в трассовом режиме могут тягаться с дизельными. Octavia, Superb и базовый Kodiaq 1.4 TSI уложились в средние 7 литров расхода. Дизельный кроссовер показал 6,4 литра на 100 км. После 800 км путешествия ни один автомобиль не пришлось заправлять в Эстонии дорогим топливом
Если вы собрались в Эстонию на машине и при этом располагаете лишними двумя днями свободного времени или же имеете возможность отправиться сюда на выходные, но опять смотреть Таллин желания нет, маршрут Раквере — Тарту — Варнья станет прекрасным приключением, насыщенным впечатлениями.
Редакция журнала «Движок» благодарит компанию «АвтоПремиум», официального дилера Skoda в Санкт-Петербурге, за организацию пробега и помощь в подготовке материала.