Досуг

К центру Европы на новинках Skoda
Беларусь для подавляющего большинства россиян туристическим местом не является. Моря там нет, климат да и в жизнь в целом таковы, что россияне вообще не чувствуют себя за границей. Однако, братская республика ни в чем не уступает близлежащим к ней странам по плотности разнообразных мест с серьезным историческим наследием. Обозреватель журнала «Движок» на личном опыте в этом убедился, добравшись до географического центра Европы с помощью новинок компании Skoda.
Да, именно так. Не удивляйтесь, но географический центр Европы находится именно в Белоруссии, а точнее в древнем городе Полоцке. Правда, будем откровенны, небольшие страны нередко присваивают, а то и просто придумывают для себя великие мировые достижения и открытия, поднимая свою значимость, в первую очередь, в глазах собственного народа.
Вот и в вопросе нахождения центра Европы идут споры. Причем идут они не между державами Евросоюза, которые мы и привыкли ассоциировать с Европой, а между двумя бывшими советскими республиками – Белоруссией и Украиной, - а также Польшей. Увы, в геополитическом масштабе ничем, кроме как проявлением комплексов с желанием хоть тушкой, хоть чучелком стать ближе к «цивилизованному миру», это назвать сложно.
Но, как бы ни было, по заверениям вроде бы авторитетных ученых из вроде бы весьма уважаемых институтов, большинство все-таки признает, что Полоцк имеет самые большие претензии на звание «центра» Европы.
Туда мы, собственно говоря, и направились, под предводительством компании «Автопремиум», официального дилера марки Skoda в Санкт-Петербурге. Само собой, состав включал почти весь модельный ряд чешской марки, а первым нашим спутником еще на российском участке маршрута стал кроссовер Skoda Kodiaq в самой «топовой» версии Style с двухлитровым бензиновым турбомотором мощностью 180 л.с. с «роботом» DSG и полным приводом.
В отличие от коллег, которые за последние годы, кажется, укатали не один десяток «Шкод», так получилось, что для меня это было первое полноценное знакомство и с маркой в целом, и с кроссовером Kodiaq в частности.
Конечно, было бы гораздо интереснее прокатиться уже на локализованной в Нижнем Новгороде версии с бензиновым мотором объемом 1.4 в одной из начальных комплектаций, цены на которые реально порадовали – от 1 339 000 рублей, но это вопрос следующего теста. А пока попробуем ответить, есть ли шансы на популярность в России топ-исполнений с ценой хорошо за 2,5 миллиона.
На первый взгляд сумма кажется не очень обоснованной, ну или по крайней не очень привлекательной. Лидер сегмента среднеразмерных кроссоверов Nissan X-Trail в самом-cамом «топе» предлагается аж на полмиллиона дешевле, правда с поправкой на отечественную сборку.
Но, как ни крути, за такие деньги можно смело рассматривать даже кроссоверы выше классом, а то и полноценные внедорожники. Но оценивать автомобиль заочно — самое неблагодарное дело. И именно длительная поездка на «Кодиаке» позволила найти в нем те самые черты, за которые его, возможно, все-таки полюбят отечественные покупатели.
Особенно хорошо удалось оценить работу подвески Kodiaq на дорогах псковской области. Не сказать, что это самые плохие дороги нашей страны, но качество заплаток дорожного покрытия оставляет желать лучшего. Порой складывалось ощущение, что лучше уж было оставить яму нетронутой, чем заделывать ее выпирающим куском асфальта. Энергоемкость – давний добродетель подвесок Skoda, что в очередной раз и доказал кроссовер, не доставив неудобств ни водителю, ни пассажирам, даже на столь «прекрасно» отремонтированной трассе.
А вот на обгонах приходилось тяжеловато. Не знаю, где под капотом «Кодиака» спрятался табун из 180 «лошадей», но по ощущениям как минимум 30-40 из них благополучно разбежались по пути от чешского завода в Россию. Если до 100 км/ч динамика еще можно назвать уверенной, то во второй половине спидометра с экипажем из трех человек и багажом кроссовер разгонялся весьма натужно, производя больше звука нежели реальной скорости. Благо, оперативность переключений коробки DSG позволяла точнее управлять тяговым моментом.
Однако трасса - все-таки не гоночный трек, так что с учетом протяженности маршрута, который нам предстояло преодолеть, а это около полутора тысячи километров, на первый план выступили показатели комфорта во время длительного путешествия. Во-первых, в дальних вояжах такая штука как адаптивный круиз-контроль становится просто незаменимой. Кстати, у многих конкурентов подобной функции нет даже в «топе».
Само собой, радует удобство отлично формованных кресел и диапазоны их регулировок, причем как передних так и задних. Что дает простор действий в оптимизации пространства – тоже немаловажное достоинство для семейных задач авто.
Отдельно стоит остановится на опциональной аудиосистеме Canton — музыка в Kodiaq действительно хорошего качества, причем за небольшую доплату. Однозначно рекомендуем заказывать меломанам, так как, признаемся, шумоизоляция – не самая сильная сторона Kodiaq.
Первым пунктом нашего культурного досуга стал древний Псков. В этом городе я бывал много раз и не ожидал услышать ничего кардинально нового. Однако организаторы тура преподнесли участникам приятный сюрприз: вместе с нами в Псков отправился известный Петербургский экскурсовод и видеоблогер Павел Перец, который славится своим нестандартным подходом к рассказам о множестве интересных мест.
С ним мы прошлись по не самым популярным туристическим местам столицы некогда Псковской губернии и услышали интересные факты о жизни культовых личностей Пскова царской эпохи. К примеру, ничем непримечательный деревянный дом оказался домом Софьи Перовской, дочерью бывшего губернатора Петербурга и заговорщицей, лично руководившей покушением на царя Александра II. Кстати несмотря на статус объекта культурного наследия в этом доме, как и прежде, живут обычные люди, которые никуда не собираются оттуда съезжать.
Также Павел поведал нам и об классической системе полицейских участков тех времен, которые исполняли еще и роль пожарной части, поэтому имели вид здания с высокой каланчой. В случае пожара на ней вывешивались черные шары по числу которых пожарные из других районов определяли в каком районе начался пожар и направлялись туда. В двадцатом веке подобный способ пожарной охраны был отменен, так как новые многоэтажные дома мешали обзору, да и с появлением телефона нужда в них отпала. Однако, в народе еще долго бытовало выражение «ночевать под шарами», что означало провести ночь в полицейском участке.
Через некоторое время мы уже были на границе с Белоруссией. Подробно о том, что представляет собой граница, как ее нужно проезжать и как живет провинция братской страны, можно прочитать в другом нашем материале. Скажем лишь, что граница по прежнему носит формальный характер и никаких специальных условий пересечения или документов не требует.
Первое, с чем сталкиваешься, попав за рулем на территорию соседней республики – конечно, дороги. Увы, от их пресловутого качества остается все меньше. Экономика Белоруссии очень тесно завязана на российскую, а потому все кризисные явления там имеют зеркальный характер, причем часто с более сложными последствиями – углеводородных ресурсов, в отличие от России, у Белоруссии нет. А потому и финансовых ресурсов для содержания инфраструктуры минимум. Вот и хиреют знаменитые белорусские трассы, хотя, признаемся, касается это в основном областных магистралей.
Нарушать правила дорожного движения категорически не рекомендуем. Для непосвященных немного ликбеза о том, как обстоят дела с правила в Белоруссии. Скоростная погрешность там составляет всего 10 км/ч, зато штрафы за несоблюдение правил гораздо выше. Камеры на дорогах республики – редкость, в основном на подъезде к городам, зато местным «гаишникам» можно не только ловить лихачей с помощью ручных радаров, но и вполне законно прятаться в кустах. Так что, как и полагается всем русским за границей, мы четко следовали скоростным ограничениям.
Прибыв в Полоцк, первым местом нашей культурной программы в географическом центре Европы стал, конечно, знаменитый Софийский собор - памятник архитектуры XI—XVIII веков и самая первая каменная постройка на территории Белоруссии. Главная достопримечательность собора — великолепный орган, который был сооружен специально для этого собора чешскими мастерами. Послушать органный концерт, включающий в себя знаменитые произведения классической музыки, обязательная программа пребывания для любого человека, оказавшегося в Полоцке.
Не менее впечатляющим оказался и путешествие по Полоцкому государственному университету, который имеет не менее длинную и увлекательную историю, чем сам старинный город.
Особое место в нашей программе занимал музей белорусского книгопечатания. Удалось не только узнать много интересных фактов об истории древнего книгопечатания, но и попробовать себя в роли старинного машиниста печатного станка. К сожалению забрать с собой рисунки, напечатанные собственной рукой не удалось, так как старинный способ предполагал недельный срок высыхание красок.
Кульминация всего приключения - памятник географического центра Европы, выполненный в виде розы ветров и установленный в 2008 году на день города Полоцка. Установили этот «центр» ученые республиканского предприятия «БелАэроКосмоГеодезия». Улыбку вызывает тот факт, что ученые подобных организаций в других странах, спорящих за подобный титул, ранее обнаружили «центр» Европы у себя. Однако, легитимности открытию белорусов придала Россия, подтвердившая расчеты именно белорусских ученых. Правда с одним нюансом: точка этого центра находится на озере Шо, что в 65 км от Полоцка, но памятник символично поставили в городе в качестве еще одной достопримечательности.
Однако на этом наше автомобильное путешествие не закончилось. Скорее наоборот: обратный путь представлялся еще более интересным, ведь его мы собирались проделать уже на Skoda Rapid.
От машины, которую чуть ли не в половине случаев видишь с шашечками на крыше, не ждешь чего-то впечатляющего. Однако к «Рапиду» это не имеет никакого отношения. Выбравшись из строгой и законопослушной Белоруссии на дороги Псковской области мы попали на действительно классную трассу. Километров 150 удалось ехать по практически идеально ровному асфальту на дороге, позволяющей спокойно объезжать медленные автомобили, не выезжая при этом на «встречку».
125 лошадиных сил легкий «Рапид» превращают почти в спорткар, ну или как минимум в «хотхэтч». И это с тремя пассажирами и вещами. А уж какой кайф можно получить от этой машины на извилистых участках. Ощущение того, что у тебя в руках руль от чего-то похожего на гоночный карт не покидало всю дорогу: про то, чтобы сбросить скорость перед поворотом не было и речи. И что самое удивительное - после езды, что называется с полным газом, бортовой компьютер показал нам расход всего около 8 литров.
К сожалению, у подобного драйверского настроя подвески, есть и свои минусы, которые отчетливо проявились на плохих дорогах. Вот где захотелось вновь пересесть в Kodiaq и просто отдохнуть от тряски, которой наполняется «Рапид» при езде по плохим дорогам.
Последней точкой перед возвращением домой стала АЗС компании Neste, которая являлась официальным топливным спонсором всего нашего путешествия. На заправке мы наконец-то пересели во флагман модельного ряда Skoda в России - Superb. И это был лучший вариант для завершения нашей поездки. Оставшиеся 150 км до Санкт-Петербурга прошли в атмосфере абсолютного комфорта и тишины. А редкие обгоны давались с такой легкостью, что приносили больше удовольствия нежели напряжения. Таким и должен быть настоящий флагман марки — мягким, комфортным и всецело успокаивающим.