Досуг
Город оружейников, купеческие дачи и родина Чайковского. Едем в Удмуртию на Jetour Dashing AWD
Бренд Jetour с момента выхода на российский рынок начал позиционировать свои модели как автомобили для путешествий, в том числе семейных. «Никто вас за язык не тянул!» — подумали мы и, решив испытать именно в таком качестве полноприводный Dashing, отправились на нем в Удмуртскую Республику. Тест-драйв Dashing AWD был опубликован, напомним, в июльском номере «Движка», теперь же мы поделимся подробностями нашего путешествия и расскажем о том, что следует учесть и какие места стоит посетить тем, кто поедет в Удмуртию на автомобиле.
Дорогу от Москвы до Ижевска (это без малого 1200 км) мы решили разделить на две неравные части и остановиться на ночлег в Казани, а до столицы Татарстана ехать по платной трассе М12.
Есть, конечно, альтернативный бесплатный маршрут — по М7 «Урал», но пробки на Горьковском шоссе на выезде из столицы стали уже притчей во языцех, так что решено было сэкономить не деньги, а время. К слову, стоимость проезда от Москвы до Казани составила чуть меньше 5 тыс. рублей — не так уж и дорого, если учесть, что ехали мы втроем.
Съехать с МКАДа на Московский скоростной диаметр (МСД), переходящий затем в трассу М12, — задача, мягко говоря, непростая, особенно для того, кто ездит там от силы раз в год. Даже если в точности следовать подсказкам онлайн-навигатора, не всегда очевидно, куда именно нужно съезжать и какую полосу для этого необходимо занять. В общем, мы все облегченно вздохнули, увидев долгожданный указатель «М12; Владимир; Казань».
На особенностях трассы М12 подробно останавливаться не будем: обзоров на эту тему в Сети — огромное количество. Отметим лишь пару моментов, которые стоит учесть, планируя путешествие. Мест для отдыха на этой трассе мало, а те, что есть, не оборудованы туалетами (при этом до ближайшего леса бежать, как правило, далеко). И если отдыхать каждые два часа (что логично) — проще останавливаться на АЗС. Однако в высокий туристический сезон можно столкнуться с тем, что парковка на заправке будет забита, а в кафе и туалет выстроится немалая очередь. В общем, в плане организации мест для отдыха водителей знакомая нам трасса М11 «Нева» даст новой М12 сто очков вперед!
Тестовый Jetour Dashing AWD на скоростной трассе чувствовал себя как рыба в воде — прежде всего, отменно держал прямую, требуя минимальных подруливаний. И «нулевое» положение руля чувствовалось хорошо, несмотря на то что в целом рулевое управление на автомобиле не самое информативное. Передние сиденья оказались вполне удобны в дальней дороге, особенно пассажирское, которое можно превратить практически в «оттоманку». А вот высокорослому водителю не хватает диапазона продольной регулировки кресла — из-за этого часто хочется выйти и размяться. Впрочем, Dashing сам следит за «режимом труда и отдыха» водителя: если провести за рулем два часа кряду, автомобиль выдаст на приборной панели сообщение о том, что «вам нужен отдых».
Еще одна особенность трассы М12 состоит в том, что она проходит вдали от больших городов. Например, отель, в котором мы ночевали, расположен в поселке Залесный под Казанью. И, доехав до нужного нам съезда, мы обнаружили, что до финальной точки маршрута первого дня нам нужно отмахать добрых полсотни километров.
Мест для отдыха на трассе М12 мало, а те, что есть, не оборудованы туалетами – проще останавливаться на АЗС
От Казани до Ижевска мы ехали по трассе М7 «Урал». И пришли к выводу, что при наличии такого основного шоссе «платник» как альтернатива не очень-то и нужен: трасса эта на территории Татарстана на основном своем протяжении четырехполосная, с отличной видимостью и не по-российски хорошим качеством покрытия. Есть, правда, населенные пункты с долгими светофорами и ограничениями скорости на уровне 40 км/ч, но на нашем маршруте таковых было не очень много.
В Удмуртии, к слову, состояние трассы М7 резко ухудшается: и асфальт разбитый, и узких двухполосных участков больше. Впрочем, на этом шоссе на территории республики сейчас ведется довольно масштабный капитальный ремонт — посмотрим, что будет дальше. В Ижевске состояние дорог тоже, мягко говоря, далеко от идеала, хотя, справедливости ради стоит сказать, что за последние несколько лет ситуация заметно улучшилась.
Полноприводный Dashing плохих дорог не сильно боится: подвеска автомобиля — плотная и по-немецки упругая, большинство типичных для наших «направлений» автомобиль «проглатывает» вполне уверенно; на шоссе средней степени убитости можно держать весьма приличную крейсерскую скорость. Но чувства вседозволенности все же нет: предел по энергоемкости подвески при активной езде выбирается слишком рано. Так называемое дачное бездорожье для Dashing AWD тоже не проблема, хотя клиренс невелик: заявленный минимум — всего 150 мм.
Как и большинство городов петровской и постпетровской эпохи, Ижевск отличается регулярной планировкой улиц, поэтому ориентироваться в городе довольно легко — достаточно пару раз проехать по нему на машине или даже на общественном транспорте. Проблема в другом: власти столицы Удмуртии, похоже, совсем не доверяют местным водителям, даже несмотря на обилие камер фиксации нарушений ПДД. Чем еще объяснить, что практически перед каждым мало-мальски заметным изгибом дороги висит знак, ограничивающий скорость до 50 или даже 40 км/ч? И это — даже там, где больше двух полос в одном направлении, а встречные потоки разделены.
Ижевск: набережная реки Иж, центральная площадь, Собор Архангела Михаила
Что посмотреть в городе оружейников, помимо известного и раскрученного музея стрелкового оружия имени Калашникова? Любителям пеших прогулок рекомендуем набережную реки Иж, куда можно спуститься прямо с центральной площади, и Парк имени Кирова, где также есть смотровая площадка с панорамным видом на Ижевский пруд (разлив реки Иж). Театралы могут посетить драматический театр, а также Театр оперы и балета имени Чайковского. Тем, кто интересуется техникой, рекомендуем для посещения Музей Ижевского автозавода, а также Ижевский мотомузей Кожушковых (последний находится в центральной части города).
Будучи в Удмуртии, стоит съездить в Сарапул — старинный купеческий город на Каме, который в конце XIX века был одним из крупнейших центров обувной и кожевенной промышленности Российской империи. Знаменитые «сапоги со скрипом» появились, говорят, именно здесь. Сегодня главные достопримечательности города — это живописная набережная Камы с видом на острова Зеленый, Безымянный и Пляж, а также дом и дача П. А. Башенина (местного купца 1-й гильдии и главы города в 1904–1909 годах).
Сарапул: набережная Камы, центральная площадь, дом и дача купца Башенина
Ехать в Сарапул из Ижевска, к слову, лучше не напрямую, по одноименному тракту, а через поселок Завьялово по Гольянскому тракту и далее через село Нечкино. Этот путь хоть и длиннее, но не намного, зато дороги тут менее загружены и гораздо более живописны!
Еще один город в Удмуртии, который неизменно привлекает туристов, — это Воткинск, родина Петра Ильича Чайковского. Здесь знаменитый композитор провел первые восемь лет своей жизни и приобщился к музыке, а о своей первой учительнице Марии Пальчиковой отзывался позже как о человеке, которому «очень, очень обязан».
Воткинск: дом-музей П. И. Чайковского
Дом-музей П. И. Чайковского, восстановленный по старинным чертежам в 1940 году, — это, без сомнения, главная достопримечательность современного Воткинска. И посетить его мы настоятельно рекомендуем даже тем, кто не считает себя поклонником классической музыки. Дух эпохи воссоздан и сохранен здесь настолько аккуратно и бережно, что кажется, будто маленький Петр Ильич музицировал тут буквально вчера! Хотя стоящий в зале рояль — не совсем аутентичный предмет: он действительно принадлежал Чайковским, но приобретен был уже после переезда семьи из Воткинска.
В нынешнем году, к слову, отмечается 185 лет со дня рождения великого композитора. В Удмуртии (прежде всего в Ижевске и Воткинске) проходят разного рода события и фестивали, посвященные жизни и творчеству Чайковского. Чем не повод побывать на родине Петра Ильича уже сейчас?..
Фото: журнал «Движок»