Автоспорт

Третий этап Sochi Drift Challenge: 100 баллов Шикова в квалификации и второй подряд подиум Бурлуцкого
18–19 февраля на трассе «Сочи Автодром» почти не было дыма: конец зимы в курортной столице России традиционно является сезоном дождей. Ливень благоволил пилотам менее мощных машин и подарил зрителям немало сюрпризов. О том, как пилоты Carville Racing Григорий Бурлуцкий, Иван Пальмин, Никита Шиков и Николай Горковенко боролись за победу на залитой трассе, – в нашем материале.
Давно в результатах квалификации не было столько нулей. Скользкая трасса с размашистыми перекладками требовала от пилотов сочетания мастерства, самообладания и смелости. Первому месту Шикова мало кто удивился, однако результат впечатляет: 98 баллов за первый проезд и максимальные 100 баллов за второй! В нынешнем сезоне проехать на «сотку» никому из пилотов сочинской дрифт-серии прежде не удавалось. Григорий Бурлуцкий с 89 баллами стал 11-м, а на 20-м месте оказался Николай Горковенко, который закончил наконец постройку своей BMW F22 (80,5 балла). Лучший проезд Ивана Пальмина судьи оценили на 68 баллов (26 место).
В топ-32 Никита Шиков встретился с Аркадием Пучининым. После первой перекладки выполнявший роль преследователя петербуржец не рассчитал траекторию, срезал дугу и едва не обогнал пилота Carville Racing, допустив небольшой контакт. Во ответном заезде пары Шикову было достаточно доехать до финиша.
Николая Горковенко жребий свел с другим пилотом RDS GP Романом Тиводаром, но интрига дожила ровно до первой перекладки, на которой Горковенко не совладал с эффектом маятника и допустил разворот. Аккуратная езда Тиводара в роли преследователя не оставила судьям выбора.
Для Ивана Пальмина третий этап Sochi Drift Challenge тоже не задался. В заезде с Артемом Рейзбихом он ехал рвано и однажды почти распрямился, а в роли лидера подпустил оппонента слишком близко. В топ-16 судьи отправили Рейзбиха.
Григорий Бурлуцкий в первом парном заезде не испытал проблем против Ивана Литвина, который сначала развернулся, а потом и вовсе был вынужден оформить сход по техническим причинам.
Уже по первому парному заезду Шикова было заметно, что контролировать 1000-сильную «Супру» на скользком покрытии ему трудно. А в заезде против Марка Шинкарева к погодным факторам примешались технические: машина Шикова заглохла на перекладке и встала поперек трассы. На этом третий этап Sochi Drift Challenge для лидера личного зачета был завершен.
После поражения Шикова команду Carville Racing представлял один Бурлуцкий. И, надо сказать, представлял достойно. Сначала уверенно разобрался с Ильёй Федоровым, а в четвертьфинале встретился с Алексеем Вахтиным. Ехать вторым в дождь особенно тяжело, и после взаимных ошибок оппонентов в роли преследователя судьи назначили one-more-time. Там Вахтин допустил решающую ошибку: слишком сильно разогнался перед постановкой, заблокировал задние колеса и юзом протаранил машину Бурлуцкого. В результате Toyota Altezza понадобился эвакуатор, а пилот Carville Racing отправился в полуфинал к Валерию Никулину.
Команда «Культура заноса» выступает на учебных BMW, которые заметно уступают в мощности «боевым» машинам лидеров серии. Однако ливень нивелировал преимущество автомобиля Бурлуцкого: на мокрой трассе побеждает тот, кто едет стабильно и умеет адаптироваться к оппоненту в роли преследователя. Увы, с этим снова были проблемы. На перекладке Бурлуцкий слишком рано заложил дугу, после чего был вынужден догонять Никулина на прямых колесах. Тот, в свою очередь, академично проехал вторым и отправился в финал, где его уже ждал Леонид Шнайдер.
В утешительном финале Бурлуцкому противостоял Александр Осипов, который в роли лидера сразу оторвался на два корпуса. Как стало ясно после повтора, ценой промахов мимо клиппинг-зон. Гонщик Carville Racing выполнил задание судей точнее, что позволило ему закончить второй подряд этап Sochi Drift Challenge на пьедестале почета.
Судьи единогласно признали Валерия Никулина главным открытием этапа. Даже в решающем заезде против пилота RDS GP инструктор «Культуры заноса» чисто проехал в роли лидера, однако в ответном заезде допустил обидный разворот – Шнайдер финишировал в гордом одиночестве.
Перед последним этапом Sochi Drift Challenge Никита Шиков сохраняет лидерство в личном зачете с 494 баллами. На второе место поднялся Григорий Бурлуцкий (472 балла). Иван Пальмин с 351 баллом в активе расположился на пятой строчке. В командном зачете лидерству Carville Racing ничего не угрожает: Шиков, Бурлуцкий, Пальмин и Горковенко на четверых набрали 1010 баллов, в то время как у ближайших преследователей – коллектива Mega Drive – 601 балл в активе.
Заключительный этап Sochi Drift Challenge состоится 25–26 марта. Судьба победителя сезона решится на втором повороте трассы, где гонщиков ждут скоростная постановка после разгонной прямой и несколько перекладок.
Галатея
По правде говоря, Toyota Supra A90 пилота Carville Racing Никиты Шикова так никто не называет. Прямое участие в постройке машины принимало тойотовское спорт-подразделение Gazoo Racing, поэтому расхожее имя сложилось из первых букв аббревиатуры: «Гроза». Действительно, звука и драмы – это смотря какую грозу вы предпочитаете, Островский ведь тоже москвич – тут с избытком. Но есть ещё кое-что. Кажется, никогда прежде дрифт-кары не были такими красивыми.
Мы не будем пересказывать весь процесс постройки «Грозы»: это на своем YouTube-канале уже сделал Аркадий Цареградцев, чемпион минувшего сезона RDS GP и основатель Sochi Drift Challenge. Вместо этого мы расспросили механика команды Carville Racing о доработках, которые произошли с «Супрой» уже после дебюта в главной российской дрифт-серии.
1013 лошадиных сил. Ни у кого из российских дрифтеров нет такой мощности. Легендарный 2JZ-GTE, расточенный до объема в 3,4 л, в который дует турбина Garrett G35-900, работает связке с «секвенталкой» Samsonas RS90, которой приходится переваривать почти 1400 «ньютонов». Задний редуктор – американской фирмы Winters Performance, четырехдисковое сцепление – OS Giken. С такой мощностью это почти расходник: за один сезон Шиков стирает 3–4 комплекта.
Обводы кузова – работа скульптора, и это не фигура речи: кузов первой в России дрифт-Супры проектировался с нуля, а макет вылепляли буквально руками. Пигмалион создал статую Галатеи из слоновой кости: красивый материал, но слишком тяжёлый. Шиковская «Супра» – карбон-кевларовая, причем перед каждым сезоном эксклюзивный обвес покупается заново, ведь в дрифте без столкновений не обойтись. Цена вопроса? Почти 12 тысяч евро.
Без божественного вмешательства Галатее суждено было остаться статуей. На третьем этапе Sochi Drift Challenge в 2021 году свежесобранный дрифт-кар загорелся во время прогрева шин. Оказалось, что строкер-кит был изначально установлен с ошибками, и двухмиллионный мотор – речь сейчас не о ресурсе! – был обречен на постоянные перегревы. В команде рассказывают, что возгорание стало для Шикова моральным ударом.
Проблема перегрева обнаружилась в системе впуска. Инженеры Carville Racing изготовили кастомные кронштейны для пайпа (он стал длиннее) и разместили фильтр нулевого сопротивления впереди интеркулера: по словам механиков, сейчас температура впускного коллектора не поднимается выше 54 °C. Заодно поменяли датчик температуры масла и перепрошили «мозги».
Что в итоге? Вот уже два сезона с мотором нет никаких проблем, после этапа достаточно менять масло и масляный фильтр. В прошлом году в Красноярске «приговорили» масляный кулер (от вибрации он растрескался по сотам), один раз поменяли свечи, во время межсезонья ставятся новые вкладыши.
У двигателя три программы, но даже на самой мощной можно ездить постоянно, не боясь за ресурс. Механики рассказывают, как неудачная партия залитого 109-го бензина от SF Motorsport не привела к поломке, а лишь вынудила поменять противоотливную губку-сепаратор.
На капоте и дверях машины нанесены логотипы StartVOLT. В ассортименте бренда есть в том числе стартеры для двигателя 2JZ-GTE и его атмосферного варианта 2JZ-GE: перед прошлогодним этапом RDS GP в Ленобласти именно такой стартер поставили на «Грозу». «Стартер работает отлично, никаких нареканий к нему нет, – поделились опытом использования запчасти механики Carville Racing. – Нас все устроило и по габаритам, и по весу, и по цене». В апреле начнутся испытания генераторов StartVOLT для моторов семейства 2ZJ, однако на боевой «Супре» Шикова его пока что не будет: гоночным узлам и агрегатам нужно слишком много электроэнергии, говорят механики.
Подвеска – вечная классика: рычаги Wisefab в сочетании со стойками Feal 442. У заднего стабилизатора три степени жесткости (их выбирают в зависимости от конфигурации трассы), переключаться между которыми можно посредством специального «пера».
Помните, в сезоне–2020 RDS GP Шиков выступал еще на GT86, в то время как Масато Кавабата и Дайго Сайто в D1 уже вовсю гонялись на новеньких «Супрах»? Дело в том, что обвес Pandem Rocket Bunny, который приглянулся японцам, был слишком широким (2,30 м), из-за чего машина норовила встать поперек поворота. Поэтому одной из задач проектировщиков было сохранить сбалансированную рулёжку, заложенную с завода. Ширина передней колеи у машины Шикова всего 2,05 м, что позволяет легко нагонять оппонента, немного спрямляя угол.
Кстати, кованые диски Power Wheels тоже были произведены в Москве, как и карбоновые корпуса зеркал – их на A90 прежде никто не предлагал. Сейчас точно такие же стоят на «Супре» Райана Тёрка: говорят, что американский пилот, увидев машину Шикова, тут же их захотел себе.
Над прорезью заднего воздухозаборника, рядом с номером «90» нанесена надпись «автоспорт в опасности». И угроза для пилотов RDS действительно надвигается: в своем первом сезоне на «Супре» Шиков стал пятнадцатым, а во втором – уже девятым. Лучше всего опытному москвичу даются квалификационные заезды – не потому ли, что в них можно дымно размахивать изящным кузовом под грозоподобный рокот строкерного «джейзета», не боясь задеть машину соперника?
Так или иначе, перед нами один из ярчайших дрифт-каров современности. Передовые технологии вкупе со скрупулезным творческим подходом не просто вызвали грозу, они создали из углепластика, алюминия и стали нечто почти живое. Безусловно, шиковская «Супра», даже несмотря на отказ от баварского двигателя B58, остаётся капризным и чрезвычайно дорогим в обслуживании автомобилем. Да, искусство требует жертв. Но взамен даёт красоту, без которой дрифт, пожалуй, был бы лишь напрасной тратой покрышек.