Автоспорт

Стартуем в монокубке Lada Rally Cup на гоночной Lada Granta
Автоспорт — неотъемлемая часть жизни автомобильного журналиста. Правда, в подавляющем большинстве случаев профессия обязывает смотреть на гонки со стороны и лишь в редкие моменты позволяет оказаться в шкуре непосредственного участника соревнования. 6 апреля 2019 года такой момент наконец-то настал: мы приняли участие во втором этапе гонки Lada Rally Cup в рамках Кубка Санкт-Петербурга по ралли-спринту.
Мероприятие было приурочено к Петербургскому международному автомобильному салону, который «переехал» в главный выставочный комплекс Северной столицы «Экспофорум». Будем откровенны, во многом именно гонка Lada Rally Cup, которая проходила рядом с павильонами, стала залогом посещаемости самой выставки. Праздник скорости, который устроили организаторы соревнования, и конечно, удивительно солнечная и теплая погода собрали очень большое число зрителей.
В петербургской гонке определяющим был тот факт, что этап Lada Rally Cup проходил в рамках Кубка Санкт-Петербурга по ралли-спринту, организаторы которого довольно лояльно подходит к составу участников. В результате в одно соревнование собрало почти 90 экипажей разного уровня подготовки и, главное, нескончаемое многообразие автомобилей — от классических тюнинговых «Жигулей» и «Москвичей» до спортивных Subaru и Mazda. Собственно, во многом это и стало залогом зрелищности гонки с рефреном «кто кого».
Открывали мероприятие хедлайнеры соревнования — участники Lada Rally Cup. Тут, конечно, уровень подхода был совершенно иной. Вазовская заводская команда — это профессиональные гонщики, выступающие на настоящих «боевых» болидах, построенных на основе хэтчбека Lada Kalina, а ныне — Lada Granta. В команде все как в профессиональном автоспорте — четкая дисциплина, соответствующего уровня техническая база и полный контроль на каждом этапе соревнования. Именно в составе команды монокубка Lada Rally Cup нам была оказана честь выступить на гонке в Санкт-Петербурге.
Ралли-спринт — это быстрая компактная гонка, как правило, сложной конфигурации, проходящая на перекрытой территории и, несмотря на наличие слова «ралли», в основном по асфальту. В соревновании большое число участников на совершенно разных автомобилях, которые разделяются по нескольким классам
Нюанс заключался в том, что пилоты и машины Lada Rally Cup подготовлены больше для классического ралли, а потому до гонки автомобилям необходимо было перенастроить подвеску и поменять шины для участия в асфальтовом соревновании.
Для пилотов команды участие в подобной мини-гонке стало в какой-то степени показательной тренировкой с важным социальным аспектом — продвижением российского автоспорта в массы. В том числе благодаря стараниям АвтоВАЗа, который на заводском уровне поддерживает разные дисциплины автоспорта, благодаря чему огромное количество взрослых и детей, во-первых, втягивается в мир автоспорта, во-вторых, видит результаты отечественных пилотов и автомобилей, которые все чаще не уступают зарубежным конкурентам, ну и в-третьих, осознает, что для участия в автоспорте необязательно иметь миллионы долларов и богатых спонсоров.
Для нас же участие в гонке, тем более имеющей официальный статус, крайне волнительное мероприятие. В первую очередь переживаешь из-за того, чтобы не стать обузой для основного состава участников Lada Rally Cup, — ведь они едут на результат, который отразится на их дальнейшей карьере, а ты, по большому счету, — в свое удовольствие.
Второй момент — это вопросы организации гонки: каждый экипаж должен пройти ряд обязательных процедур, заехать в одном месте, выехать в другом, стартовать в третьем, кругов проехать столько-то и ничего не перепутать. Для регулярных участников соревнования это обычная текучка, а вот тем, кто попадает на гонки один-два раза в год, приходится постоянно обращаться к маршалам и коллегам по пелотону, чтобы ничего не напутать. На соревнованиях мы видели всякое, в том числе однажды организаторам пришлось выпустить на трассу пейс-кар, который ловил гонщиков-любителей, разъехавшихся в разные стороны.
Ну и третий фактор — это, конечно, не ударить в грязь лицом перед командой и толпами зрителей. Все-таки профессия автожурналиста на фоне обычных автомобилистов предполагает некую экспертность, включая умение хорошо водить автомобиль. Конечно, с профессиональными гонщиками и заядлыми любителями соревноваться трудно, но последним приехать никак нельзя.
Гоночный автомобиль Lada Rally Cup — это Lada Kalina NFR R1, а с 2019 года — Lada Granta R1. Машина профессионально подготовлена по всем правилам РАФ по классу «Национальный», системы безопасности омологированы FIA. Болид имеет двигатель ВАЗ 1.6 мощностью 160 л. с., передний привод и 5-ступенчатую механическую коробку передач. Стоимость новой машины превышает 1 300 000 рублей
Итак, стартуем. Гонка проходит по небольшому кольцу, выстроенному в форме матрешки с двумя ретардерами. Поскольку спецучасток короткий, помощь штурмана не требуется: Safety-car проводит весь пелотон по траектории для ознакомления.
Заезд осуществляется в формате дуэли, когда два гонщика одновременно стартуют с противоположных сторон кольца. Каждый из участников стартует дважды с разных позиций, после чего в зачет идет сумма времени двух кругов.
Концентрация максимальная. Гоночная Lada настраивается под каждого водителя индивидуально, причем регулировки анатомических ковшей фиксированные — для того чтобы из поменять, сиденья необходимо откручивать. Так что за рулем посадка не идеальная, несмотря на то что сидишь как влитой — заслуга шеститочечных ремней безопасности. Интерьера внутри считай нет — только необходимые приборы и тумблеры. В профессиональном шлеме внешние звуки почти не слышны, за исключением разве что рева двигателя.
Как и любой гоночный болид, Lada Granta R1 — это оголенный нерв. Машина чутко реагирует на любое действие: нажатие педалей газа или тормоза, поворот руля — на все мгновенная и острая реакция.
Привыкать особо некогда — кругов всего два. Первая ошибка происходит сразу после взмаха флага: стартую с холостых оборотов, на которых гоночный мотор считай не едет. Пиковые мощность и тяга достигаются в непривычных для гражданской езды пределах — от 5800 до 7000 оборотов, так что стартовать надо с подгазовкой.
Еще несколько проблем добавилось по ходу. Во-первых, на половине пути слепит солнце, так что конусы траектории видишь уже в последний момент, во-вторых, нужно самому подгадывать точки торможения, в-третьих, подстраиваться под темп, понимая, где какую передачу лучше использовать. Все это нужно успеть менее чем за одну минуту, которую длится один круг.
Второй круг — это работа над собственными ошибками, которые пытаешься исправить, не наделав новых. На остром развороте не получается — в погоне за скоростью перебарщиваю с газом. В результате приходится тормозить в пол и на выходе терять темп разгона. Эх, мне бы еще третий круг для закрепления! Но его нет. Меньше чем через две минуты гонка для меня заканчивается, и начинается томительное ожидание результатов.
На большой успех, понятно, рассчитывать нечего. Но, как оказывается, из 54 экипажей, стартовавших в моем любительском классе, я оказываюсь в первой трети гонщиков. Первые пять мест — за иномарками, которых в зачете большинство. Среди полноприводных машин бой развернулся между японскими вечными соперниками — Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza WRX. Несмотря на количественное преимущество «созвездия плеяд», победил пилот Mitsu. В профессиональном классе чистая победа Lada Rally Cup — все три призовых места и лучший результат заводской команды на автомобилях Lada Granta R1.
Финал мероприятия — торжественное награждение на стенде АвтоВАЗа на Петербургском международном автомобильном салоне, где поздравить участников собрались зрители всех возрастов. По горящим глазам ребятишек было видно, что как минимум часть из них есть шанс через несколько лет увидеть на гоночных соревнованиях. А значит, устраивать подобные праздники скорости нужно как можно чаще.