Автоспорт

«Шелковый путь 2017»: триумф фаворитов и китайская экспансия
После перезапуска в прошлом году гонка «Шелковый путь» во второй раз подряд, помимо России и Казахстана, проходила по территории Китая. Протяженность маршрута на этот раз составляла примерно 9600 км, из них порядка 4000 км приходилось на спецучастки. Ралли-марафон вновь начался на Красной площади в Москве, а спустя две недели участники, сумевшие преодолеть всю дистанцию, торжественно финишировали в Сиане.
В этом году организаторы добавили на маршруте песчаных участков и сократили протяженность лиазонов. Самая тяжелая часть дистанции пролегала по пустыне Гоби и среди хребтов Тянь-Шаня, но и спецучастки по казахстанским степям и залитым проливными дождями российским трассам создали экипажам немало сложностей.
Новинки КАМАЗа
Состав участников зачета грузовиков на «Шелковом пути» получился внушительным. В гонке стартовало большинство традиционных соперников команды «КАМАЗ-мастер» по «Дакару», и потому ожидалась упорная борьба. Но в итоге бросить вызов представителям Набережных Челнов почти ни у кого не получилось.
Российская команда приготовила для марафона ряд новинок. Так, экипаж Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Ильнура Мустафина выступал на новом автомобиле, с рядным 6-цилиндровым двигателем Cummins объемом 13 литров. Установка такого двигателя на бескапотную машину привела к значительным изменениям ее конструкции. Такой же двигатель получил капотный грузовик экипажа Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова.
На машине Айрата Мардеева, Айдара Беляева и Дмитрия Свистунова использовалась автоматическая коробка передач. Экипаж Антона Шибалова, Андрея Мокеева и Дмитрия Никитина выполнял функции быстрой технички.
Проблемы претендентов
Стартовые этапы гонки прошли в плотной борьбе, разница между лидерами была невелика, и положение в зачете грузовиков менялось каждый день. При этом у многих претендентов на высокие места возникали серьезные трудности. На четвертом этапе грузовик Renault нидерландца Мартина ван ден Бринка загорелся, и экипаж был вынужден сойти, а белорус Сергей Вязович потерял пару часов, так как его МАЗ лег на бок. Еще раньше отстал от лидеров из-за технических проблем экипаж чеха Алеша Лопрайса на Tatra.
На пятом этапе серьезно повредил подвеску своего Iveco Жерар де Рой. В тот же день лидерство в зачете грузовиков захватил экипаж Сотникова. Как потом окажется, он не уступит его до самого финиша. В конце первой недели «КАМАЗ-мастер» взяла инициативу в свои руки.
Главным преследователем Сотникова во второй части гонки был экипаж Шибалова. На 12-м этапе машина лидера «подсела» на одной из дюн, и он потерял время. От преимущества экипажа Сотникова оставалось чуть более 3 минут. Однако он выиграл следующий этап, а спецучасток 14-го этапа был отменен. Окончательное отставание экипажа Шибалова от победителя составило 6 минут 4 секунды.
«Я таких гонок даже не помню, — цитирует Сотникова пресс-служба гонки. — Каждая минута и секунда чувствовались на физическом уровне. Приходилось выцарапывать их каждый день. С каждым днем становилось все сложнее и сложнее. Лидировать столько дней — еще сложнее. Я рад тому, что все получилось именно так. Рад, что Антон Шибалов навязал такую острую борьбу — она добавляла гонке интриги. Оба получили удовольствие, потому что выкладывались полностью. К сожалению, победитель один. Я поздравляю Антона, очень хотел видеть его на первом месте — он отлично ехал. Отставание минимальное. Это говорит об уровне конкуренции».
Коломы дал бой
Единственным конкурентом российской команды на заключительных этапах гонки был экипаж чеха Мартина Коломы на Tatra Phoenix. Он вел упорную борьбу с Мардеевым за третью позицию, пока на 12-м этапе не повредил рулевое управление после неудачного приземления с дюны незадолго до финиша. Экипаж Мардеева стал третьим на финише ралли-рейда с отставанием 23 минуты 12 секунд от лидера. Коломы откатился за пределы первой десятки.
У еще одного КАМАЗа — Николаева — по ходу гонки возникали проблемы, последней из которых стала поломка редуктора на 13-м этапе. Экипаж принял решение не продолжать спецучасток и вернулся на бивуак дорогами общего пользования, получив 100-часовой штраф. Он занял 10-е место в гонке.
Сразу же за тремя лидирующими КАМАЗами в протоколе зачета грузовиков расположились экипажи гонщика из Казахстана Артура Ардавичюса на Iveco и Сергея Вязовича из Белоруссии на МАЗе. С экипажем Ардавичюса произошла любопытная история. За несколько дней до финиша «Шелкового пути» врачи запретили штурману Сержу Брёнкенсу продолжать гонку из-за защемления нерва. Команда решила, что его место займет Марко Ферран, который прямо по ходу ралли-рейда сменил экипаж, поскольку до этого ехал в другом грузовике — Iveco Petronas de Rooy под управлением Тона ван Генугтена. Последний получил нового штурмана Барта де Гойерта.
Лидерство и проблемы Peugeot
Список заявленных на гонку экипажей в зачете внедорожников таил определенную интригу. Почти до самого последнего момента имелись сомнения по поводу участия в «Шелковом пути» нескольких известных пилотов. В итоге марафон недосчитался ряда гонщиков, которые изначально планировали свое участие и могли бы побороться за самые высокие места. Некоторые из них, например катарец Нассер Аль-Аттия и южноафриканец Лерой Поултер, выступили на этапе Кубка мира «Баха Арагон», сроки проведения которого пересекались с концовкой «Шелкового пути». Не выступил на ралли-рейде и другой известный пилот из ЮАР — Жиниэль де Вильерс.
Об отсутствии сильнейшего российского экипажа последних лет — Владимира Васильева и Константина Жильцова — было известно заранее. Васильев восстанавливается после травмы спины, полученной на этапе Кубка мира в Абу-Даби.
Главными фаворитами стали гонщики заводской команды Peugeot Стефан Петерансель, Себастьен Лёб и прошлогодний победитель ралли-рейда Сириль Депре. При этом машины у французских пилотов отличались. Петерансель и Депре ехали на текущей версии 3008DKR, а Лёб получил в распоряжение новую 3008DKR Maxi. Именно эту модель в Peugeot готовят для «Дакара» 2018 года.
Стартовые спецучастки прошли для французов неплохо, и три экипажа возглавили зачет. Но уже первый казахстанский этап создал Peugeot проблемы. Машина Петеранселя перевернулась, и он потерял из-за этого три часа. Депре в тот же день тоже потерял время, поскольку застревал в канаве. Так что по завершении четвертого дня соревнований преимущество Лёба над Депре составило уже более часа.
Травма Лёба
Гонщики французской команды сохраняли две верхних строчки в зачете внедорожников, несмотря на возникавшие трудности. Это продолжалось до девятого этапа, когда Лёб сломал верхнее крепление амортизатора на своей машине, а также повредил палец на руке. Девятикратный чемпион мира по ралли решил сойти с дистанции «Шелкового пути».
Депре стал лидером гонки, имея к тому моменту солидное преимущество над другими конкурентами. На 12-м этапе француз потерял 20 минут из-за поломки гидравлики, но это не помешало его победе в зачете внедорожников. Преимущество над ближайшим соперником составило 1 час 4 минуты 39 секунд. Депре второй год подряд одержал победу, повторив достижение испанца Карлоса Сайнса, который выиграл «Шелковый путь» в 2009 и 2010 годах.
«Это прекрасно, я счастлив! — цитирует Депре пресс-служба гонки. — Мы со штурманом Давидом Кастерой и всей командой Peugeot Sport отлично поработали. В этот раз было очень много коварных мест, где можно было потерять всю гонку, нужно было справляться с самыми разными условиями. В ралли-рейдах побеждает тот, кто допускает меньше ошибок, так было и на „Шелковом пути“. В самом начале гонки мы застряли в канаве и потеряли 40 минут, но в этом спорте никогда нельзя сдаваться, всегда нужно подгонять себя, и наша победа доказывает это».
Неудача X-Raid
Перед стартом казалось, что навязать борьбу Peugeot могут гонщики X-Raid на MINI. Саудовец Язид Аль-Раджи на «Шелковом пути» ехал с другим штурманом — Томом Колсоулом, поскольку его основной напарник Тимо Готтшальк получил травму. На другой машине X-Raid дебютировал в гонке американец Брайс Мензис — мировой рекордсмен по дальности прыжка на внедорожном пикапе.
Однако их итоговые результаты разочаровали. Аль-Раджи еще на российском этапе гонки получил штрафы и отстал на несколько часов. Мензис долгое время вел борьбу за место в тройке лидеров, но на последних пустынных спецучастках потерял много времени. Американец застревал в песках, имел проблемы с навигацией, получал штрафы. За пару дней Мензис откатился со второй на девятую позицию зачета внедорожников. Аль-Раджи расположился в протоколе на 10-й позиции.
Китайские успехи
Обратили на себя внимание на «Шелковом пути» пилоты и машины из Китая. Второе место в зачете внедорожников осталось за французским экипажем Кристиана Лавьеля и Жан-Пьера Гарсена, которые выступали за китайскую команду BAIC Motor Racing Team на прототипе, подготовленном на базе модели BJ40L. Французы всего на 6 минут 50 секунд оказались быстрее китайского экипажа Хань Вэя и Минь Ляо, занявших третье место. Гонщики из Поднебесной выступали на багги китайской марки Geely. Четвертое место в гонке занял итальянец Эудженио Амос, а пятым стал Петерансель. В топ-10, кстати, вошли еще два экипажа из Китая — пилоты Лу Бинлуна и Лю Куня. Лучшие из россиян — Александр Коструков и Евгений Павлов на ГАЗ 33027 — заняли 11-е место.
В группе Т2 до финиша добрался только один экипаж — представляющих Казахстан Кирилла Черненкова и Алексея Муна на автомобиле Nissan Patrol, а в Т3 лучший результат показали россиянки Мария Опарина и Таисия Штанева на Maverick X3. Всего до финиша гонки добрались 23 из 33 участвовавших в ней внедорожников и 16 из 21 грузовика.
Новый маршрут
По завершении гонки организаторы объявили, что следующий «Шелковый путь» пройдет по иному маршруту. Участники ралли-рейда поедут в обратном направлении — старт марафона будет дан в Сиане, а финиш состоится в Москве. Ранее также было объявлено, что на «Шелковом пути» с 2018 года появится категория мотоциклов, что сделает гонку еще более масштабной.