Автоспорт

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

Самый престижный ралли-марафон планеты вновь доказал свою жестокость и в очередной раз не позволил доехать до финиша многим именитым пилотам. В этом году маршрут «Дакара» изобиловал ловушками, которые прозевали организаторы, и несколькими неприятными инцидентами, в одном из которых дисквалифицировали экипаж команды «КАМАЗ-мастер». Журнал «Движок» решил подвести итоги ралли-марафона, а также рассказать о том, как прошел «Дакар-2019» для российских участников.

В этому году маршрут ралли претерпел серьезные изменения: если раньше гонка, названная в честь столицы африканского государства, проходила по территории трех южноамериканских стран, то в этом году финансовую нагрузку от проведения ралли-марафона потянула только Перу. Таким образом, сильно осиротели пейзажи марафона, которые лишились опасных горных дорог и остались в основном с огромными просторами перуанских пустынь. Несмотря на формальное упрощение навигации, на деле гонка вновь показала свое коварство, в чем не последнюю роль сыграли организаторы.

Жалобы на «роуд-буки» звучат от штурманов абсолютно на каждом этапе. Чаще всего, естественно, тех экипажей, которые сходят. Однако в этом году только ленивый не пожурил составителей дорожных карт за невнимательность. Доставалось им даже от победителей гонки, которые отмечали катастрофическое количество не указанных препятствий, многие из которых могли привести не только к сходу участников, но и к очень серьезным травмам.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

«КАМАЗ-мастер» не знает равных

В последние годы Эдуард Николаев является лидером и главной силой российской команды, хотя и официально в «КАМАЗ-мастере» нет разделения на первых, вторых и последующих. Теперь уже четырехкратный обладатель «Золотого бедуина» выиграл «Дакар» третий раз подряд и такими темпами скоро сможет приблизиться к легендарному руководителю команды — семикратному чемпиону Владимиру Чагину.

В этом году отечественная команда подходила к марафону уверенно, но все же с некоторой опаской: на все автомобили были установлены новые двигатели, а на машинах Николаева и Мардеева еще и новые автоматические коробки передач. Однако техника подвела только Айрата Мардеева — у него не выдержал мотор. Остальные грузовики с честью справились с изнуряющими перуанским дюнами.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

Однако те же самые дюны подвели Андрея Каргинова. Один из этапов едва не закончился трагедией, правда, не для российского пилота, а для одного нерасторопного и излишне рискового зрителя. Выйдя за пределы разрешенной для просмотра зоны, один из болельщиков едва не погиб, когда оказался прямо на пути у несущегося во весь опор КАМАЗа Каргинова. В итоге в последний момент гонщику удалось отрулить, но болельщик споткнулся и все же получил перелом ноги.

Рассмотрев данную ситуацию, руководство гонки приняло решение дисквалифицировать экипаж. Однако дело вовсе не в том, что Каргинов нанес травму зрителю, который был сам виноват во всех своих злоключениях. По правилам гонки в подобной ситуации пилот должен был остановиться, удостовериться, что происшествие не оказалось фатальным, и по мере сил оказать помощь. Тем более что в подобных случаях судьи компенсируют участнику время, потраченное на помощь — как зрителям, так и другим участникам гонки. Однако, по заверениям Владимира Чагина, Каргинов просто не видел эпизода с травмой, так как в это время поднимался вверх по дюне. В любом случае решение остается спорным, но, возможно, именно так организаторы гонки не позволили КАМАЗу занять весь пьедестал почета.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

В остальном, несмотря на традиционную жесткость и экстремальность ралли-марафона, российская команда финишировала довольно уверенно. Дмитрий Сотников отстал от Николаева всего лишь на 12 минут, а занявший третью строчку Жерар де Рой пришел к финишу с двухчасовым отставанием. Составивший серьезную конкуренцию КАМАЗам в прошлом году и пришедший четвертым Федерико Вильягра и вовсе отстал почти на шесть часов.

Стоит отметить также небольшой спад у коллег КАМАЗа из белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто». В прошлом году Сергей Вязович финишировал вторым и на «Дакаре-2019» должен был навязать борьбу за победу нашим гонщикам. Однако Вязович добрался только до шестой строчки в общем зачете грузовиков.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» НифонтоваДакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

Одна в поле воин

Анастасия Нифонтова среди российских пилотов уже давно пользуется уважением. Однако подозреваем, что после этого ралли-марафона российская мотогонщица станет популярной далеко за пределами родины. Анастасия стала первой женщиной, которая заявилась в класс Original, где пилот на мотоцикле не может пользоваться помощью механиков, а должен исключительно своими силами следить за состоянием техники. Казалось бы, при таком раскладе успехом было бы уже доехать до финиша, но Анастасия не просто доехала, а финишировала на девятой позиции.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

Победил же в мотоциклетном зачете австралиец Тоби Прайс из команды Red Bull KTM Factory Racing, который провел всю гонку с травмой руки. Мотогонщик принес 18-ю победу подряд производителю KTM. В последний раз финишировал первым в «Дакаре» не на KTM Ришар Сан — на BMW в прошлом веке. Еще один российский пилот Дмитрий Агошков, к сожалению, не сумел добраться до финиша.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» НифонтоваДакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

Победа фаворита, успех Леба и сход Васильева

В прошлому году Нассер Аль-Аттия уступил легендарному Карлосу Сайнсу, однако в этом году именно катарский пилот считался фаворитом, ведь большая часть гонки проходила по песчаным дюнам и барханам, где наследному принцу уже давно нет равных. В итоге фаворит победил с комфортным отрывом в 46 минут от испанца Нани Рома. Интересный факт, что Аль-Аттия выиграл уже свой третий «Дакар», одержав все победы за рулем разных прототипов: сначала это был Volkswagen Touareg, затем Peugeot 2008, ну и теперь Toyota Hilux.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» НифонтоваДакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

А вот настоящим сюрпризом стал подиум лучшего гонщика в истории классического ралли Себастьяна Лёба, который в прошлом году не сумел дойти до финиша. Вместе со своим бессменным штурманом Даниелем Элена эльзасец отстал почти на два часа. Однако этот результат можно считать более чем успешным, так как в этом году Лёб выступал на своем Peugeot 3008 DKR за частную команду без заводской поддержки.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» НифонтоваДакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

Очень большие надежды на «Дакар-2019» возлагал титулованный российский гонщик Владимир Васильев, который в паре со штурманов Константином Жильцовым последние два года пропускал «Дакар», отдавая предпочтение марафону Africa Eco Race. Гонщик команды G-Energy бодро начал гонку, заняв четвертое место на первом спецучастке. Одной из причин такого уверенного результата, по словам самого Васильева, стала аккуратная езда с целью сберечь колеса от проколов и не потерять время на замену колеса. Однако даже аккуратная езда не спасла российский экипаж от технических проблем - на третьем отрезке трассы на «Тойоте» Васильева сломался задний дифференциал. В условиях пустыни с этой проблемой гонщикам справиться не удалось, и в итоге они сошли.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» НифонтоваДакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

Достойным можно назвать выступление еще одного российского пилота — Дениса Кротова. На своем Mini он проехал всю гонку, заняв в итоге 15-е место.

Новый вызов для Карякина

В зачете мотовездеходов в этом году было как никогда насыщенно. Очень много сильных экипажей собралось на старте этого зачета. В их числе и победитель «Дакара-2017» Сергей Карякин в классе квадроциклов, который в этом году решил попробовать себя в новом классе. Всю первую половину гонки лидерство постоянно переходило от гонщика к гонщику, а результаты были очень плотные. На седьмом этапе Сергей стал жертвой той самой плохой проработки маршрута. Мотовездеход Карякина слетел с дюны, которая не была отмечена в «роуд-буке» и перевернулся, в результате повредив подвеску. Несколько часов экипаж пытался реанимировать автомобиль, но в итоге после спецучастка Карякин опустился на 10-е место и так и остался на нем до конца гонки. Победителем же в зачете стал чилиец Франсиско Контардо, который на час с лишним опередил ближайшего преследователя.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» НифонтоваДакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

Доминирование в квадроциклах

После ухода из класса Сергея Карякина и еще нескольких сильных пилотов зачет квадроцилков практически полностью лишился какой-либо интриги. Аргентинец Николас Кавильяссо уничтожил ее в лучших традициях команды «КАМАЗ-мастер». Однако если в грузовом зачете конкуренты КАМАЗа все-таки бились за каждый спецучасток, то соперники Кавильяссо выступили просто созерцателями его успеха. Николас на Yamaha выиграл 9 из 10 спецучастков и лидировал на протяжении всего ралли-марафона. В итоге его отрыв на финише от ближайшего преследователя составил около двух часов.

Дакар-2019: проблемы организации, победа КАМАЗа и «железная» Нифонтова

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2997

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы