Аксессуары

Тест ключей на 13 с трещоткой: незаменимая чертова дюжина
Современные автомобили все реже и реже позволяют автовладельцу самостоятельно заняться ремонтом машины. Какие-то модели стали слишком технологичными, и без высшего технического образования к ним просто не подойти, а где-то сам производитель предпочитает не пускать энтузиаста внутрь машины, пряча узлы и агрегаты в защитные кожухи за семью замками. Однако российский рынок тем и уникален, что на одну «Теслу» здесь приходится сто «Жигулей», так что, сколько бы современных машин у нас ни было, собственноручный ремонт будет актуален еще не один десяток лет. А что важно в ремонте своими руками, помимо собственно умелых рук? Конечно же, инструмент! Поэтому в этот раз мы решили испытать то, что должно быть в каждом наборе гаражных принадлежностей, — трещоточные ключи на 13.
Протестированные образцы:
Airline AT-RCS-06 / 453 рублей | AV Steel AV315013 / 330 рублей | Baumauto 75713 / 287 рублей |
«Энкор Механик» 26338 / 312 рублей | «Эврика» ER-21113 / 271 рублей | Gigant GRW13 / 311 рублей |
Good King ТК-13 / 330 рублей | Hogert HT1R013 / 379 рублей |
Jonnesway W45113 / 1152 рублей |
Kendo 15513 / 345 рублей | Matrix Professional 14806 / 313 рублей | «Дело техники» ДТ 200/5 515013 / 393 рублей |
«Сервис ключ» 75713 / 386 рублей | StarTul PRO-7013 / 284 рублей | Thorvik CRW13 / 348 рублей |
Vira 511069 / 415 рублей | Vorel 52655 / 388 рублей | «Зубр» 27074-13_z01 / 563 рублей |
Методика и ход испытаний
Согласно ГОСТ 2838-80, на ключах должны присутствовать следующие обозначения: товарный знак, размер зева, маркировка CrV («хром-ванадий», если в сплаве присутствуют эти металлы) или марка стали. Требования этого же ГОСТа 2838-80 «Ключи гаечные. Общие технические условия» мы и взяли за основу при проведении испытаний для наших ключей. Дополнительно также было решено проверить ключи на соответствие ГОСТ 16983-80 «Ключи гаечные комбинированные».
Главное испытание — на максимально выдерживаемую нагрузку — проходило на специализированном стенде для проверки выдерживаемого крутящего момента. Измерения твердости проводилось с помощью твердомера ТР‑5006-М по методу Роквелла, а марка стали определялась эмиссионным спектрометром «Спас‑05».
Твердость по Роквеллу проверялась по пяти замерам. Все образцы продемонстрировали достойный уровень, и ни один не показал результат ниже 40 HRC. Стоит отметить значительный отрыв бренда Jonnesway от остальных: 48,2 HRC. Что, впрочем, нисколько не удивительно, учитывая, что этот ключ с таким же значительным отрывом стал самым дорогим в тесте.
С учетом того, что ключи чаще всего хранятся либо в сыром гараже, либо в таком же сыром багажнике, важным фактором является качество антикоррозийной обработки инструмента. Чтобы оценить этот параметр, мы поместили ключи в камеру Weiss Technik SSC1000 и выдержали их в течение 96 часов в 5%-ном нейтральном соляном тумане.
Наши «подопытные» справились с этим испытанием на троечку. Все ключи покрылись ржавчиной, и не нашлось ни одного образца, который дал бы серьезный отпор коррозии. Однако чуть меньше остальных ржавчина поразила ключи Hogert, Baumauto и Airline. На них коррозия наблюдалась только по краям и не повредила непосредственно «тело» инструмента. Хуже всех (пусть и не радикально) проявил себя ключ бренда «Зубр», который покрылся коррозией почти по всей площади.
На десерт мы оставили самый важный этап испытаний, ведь ключевой аспект в анализе любого гаечного ключа — какую нагрузку он сможет выдержать. Результаты после нагрузки на трещотку оказались весьма достойными почти у всех участников теста (в таблице указан момент разрушения трещотки). Максимально выдерживаемый крутящий момент меньше 200 Нм показали только только два бренда: «Дело техники» и Baumauto, но и их результаты значительно выше гостовских значений.
А вот нагрузка на рожковую часть ключей уже выявила аутсайдеров наших испытаний. Так, худшим стал ключ StarTul с нагрузкой 61 Нм, что соответствует только «группе C» по ГОСТу. Все остальные участники теста соответствуют «группе B», которая подразумевает нагрузку больше чем 64,4 Нм, хотя бренд «Дело техники» прошел по самой нижней границе, показав именно такой результат. Также ненамного выше этой отметки оказались ключи брендов Kendo и «Сервис ключ». А вот кто действительно удивил, так это ключ Good King, который выдержал нагрузку 143 Нм и оказался единственным, кто по этому показателю соответствует «группе A» по ГОСТу.
Итоги теста
Первым делом стоит отметить, что среди испытанных нами экземпляров не оказалось совсем плохих — тех, что могут развалиться при первой серьезной нагрузке. В той или иной степени все ключи справятся с возложенной на них задачей, но мы все же определим, кто из производителей подошел к вопросу качества максимально серьезно.
Победителем теста однозначно стал ключ Good King. У него лучшие (причем с серьезным отрывом) показатели по выдерживаемой нагрузке (это единственный ключ «группы A» по ГОСТу), на остальных этапах он тоже показал себя не хуже других, при этом его стоимость — на уровне самых доступных участников теста.
Близки к лидеру ключи брендов Gigant, AV Steel, Vorel, Hogert, Airline и Matrix. Все они продемонстрировали отличные результаты по нагрузке на оба конца ключа.
Показали себя чуть хуже, но их тоже вполне можно рекомендовать к покупке, ключи марок Vira, «Сервис ключ», Kendo, «Энкор», Baumauto, «Эврика», Thorvik, а также «Зубр», который вполне мог бы претендовать и на включение в группу лидеров, но слабая коррозионная защита и цена выше большинства других участников не позволили ему туда попасть. Также стоит отметить ключ Jonnesway, который соответствует российским стандартам, а по твердости и вовсе лидирует с отрывом, но гигантская цена лишает покупку этого инструмента всякого смысла, ведь по совокупности характеристик он не лучше ключей, которые оцениваются в три раза дешевле.
В группу однозначно проигравших в нашем испытании попали два ключа. StarTul формально все же не соответствует минимально допустимым усилиям «группы B» по выдерживаемой нагрузке. Формально соответствует допустимым усилиям, но по факту ненамного лучше и ключ «Дело техники», который к тому же еще и сильно «разъехался» после нагрузки.
Фото: журнал «Движок»
Испытания проводились в лаборатории ООО «НПО „Талис“».