Аксессуары

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Большинство автовладельцев относится к наличию огнетушителя как к обязанности, по большей части для прохождения техосмотра: очень надеешься, что он тебе никогда не пригодится, но иметь надобно. Именно поэтому данный атрибут порой просто берется у соседа на время прохождения процедур или покупается самый дешевый вариант. А вот если случится худшее и придется тушить пожар? Тут-то и можно пожалеть об экономии. Журнал «Движок» решил узнать, кто из «мобильных пожарных» не подведет в трудную минуту.

 

Требования к огнетушителям в автомобиле устанавливаются техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», который гласит следующее: в каждом автомобиле и мотоцикле должно быть предусмотрено место для установки (п. 1.15.6.3):

— для легковых автомобилей — 1 огнетушителя объемом 2 литра,

— для грузовых автомобилей свыше 3,5 тонн — 2 огнетушителей (одного — 2 литра, второго — 5 литров),

— для автобусов — 2 огнетушителей, один из которых должен находиться около места водителя.

До огнетушителя водитель должен доставать рукой со своего места (п. 1.15.6.3.1) (однако у многих огнетушители расположены в багажнике или в задней части салона). Надежно закрепленное устройство с указанным сроком годности должно быть опломбировано.

На сегодняшний день самым приемлемым и дешевым вариантом является покупка закачного порошкового огнетушителя марки ОП («Огнетушитель порошковый»). При покупке огнетушителя стоит обратить внимание на класс тушения, который указывается сразу после объема в его маркировке: А — твердые вещества, В — жидкие вещества, С — газообразные вещества, Е — электроустановки под напряжением до 1000 В.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Данная информация очень важна: к примеру, не стоит пытаться тушить изделия из древесины, пластика, ткани, техническую ветошь или любую бумажную продукцию порошковым огнетушителем без маркировки А. Направленной под высоким давлением пыльной струей веществ, не предназначенных для ликвидации очага возгорания данного класса, можно только еще больше раздуть его или привести к повторному воспламенению уже потушенных или тлеющих материалов.

Проведенный блиц-опрос на тему «принцип работы и тушения порошкового огнетушителя» показал, что большинство людей знают, как пользоваться порошковым огнетушителем, но совершенно не представляют, за счет чего происходит тушение, поэтому мы опишем принцип его действия.

Основан он на использовании давления сжатого газа (воздуха или чистого азота) для вытеснения огнетушащего порошка. Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок выдавливается рабочим газом по сифонной трубке и распыляется стволом-насадкой или соплом. Попадая в зону горения, порошок спекается в корку и изолирует горящее вещество от доступа кислорода. Порошок можно подавать порциями, нажимая и отпуская рычаг ЗПУ.

Для проведения теста мы закупили огнетушители ОП-2 шести производителей.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»
 

ОП-2 «Фаэкс» (класс А, В, С, Е)

Производство: ООО «Фаэкс», Ярославль

Дата производства: 08.2019

Цена: 268 рублей

Сварной баллон из трех частей со щелевой насадкой. На манометр нанесена маркировка: «Ярпожинвест». Указание на упаковке: проверять ежегодно, испытывать и перезаряжать не реже одного раза в 5 лет.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»
 

ОП-2 «АПТВ» (класс А, В, С, Е)

Производство: ООО «АПТВ», Ярославль

Дата производства: 06.2019

Цена: 276 рублей

Огнетушитель имеет коническую насадку. Заметно отличается от остальных большим диаметром баллона (143 мм), что вряд ли позволит использовать штатные кронштейны для закрепления его в автомобиле. Указание на упаковке: проверять ежегодно, испытывать и перезаряжать не реже одного раза в 5 лет.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»
 

ОП-2 «РИФ» (класс А, В, С, Е)

Производство: ООО «Производственный комплекс „РИФ“», Тула

Дата производства: 07.2019

Цена: 356 рублей

Баллон сварен из трех частей с конусной насадкой. Указание на упаковке: испытывать и перезаряжать не реже одного раза в 5 лет.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»
 

ОП-2 «Ярпожинвест» (класс А, В, С, Е)

Производство: ООО «Ярпожинвест», Ярославль

Дата производства: 05.2019

Цена: 373 рубля

Огнетушитель визуально отличается синей рукояткой. Баллон сварной из трех частей. Купленные огнетушители из одной партии имеют разные щелевые насадки — белого и красного цвета. На одном огнетушителе установлена конусная насадка. Указание на упаковке: проверять ежегодно, испытывать и перезаряжать не реже одного раза в 5 лет. Срок службы 10 лет, по истечении этого срока подлежит списанию.

 

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Airline (класс В, С, Е)

Производство: ООО «Меланти», Смоленская область

Дата производства: 09.2019

Цена: 417 рублей

Единственный огнетушитель, в классах которого не заявлено о тушении твердых горючих веществ. Огнетушитель имеет щелевую насадку, баллон сварной из двух частей.

Указание на упаковке: перезаряжать не менее одного раза в 5 лет. Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и (или) физических факторов, должны перезаряжаться не реже одного раза в год. Остальные огнетушители, установленные на транспортных средствах, — не реже одного раза в два года. СП9.13130.2009 (п. 4.4.7). Срок службы 10 лет.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»
 

ОП-2 «МИГ» (класс А, В, С, Е)

Производство: ООО «Пожтехника», Витебск, Беларусь

Дата производства: 06.2018

Цена: 640 рублей

Единственный из представленных производителей, кто наносит на каждый огнетушитель индивидуальный номер изделия. Баллон огнетушителя сварной из трех частей, присутствует щелевая насадка. Указания на упаковке: проверять не реже одного раза в год. Перезарядку производить после полного или частичного применения. Про срок перезарядки ничего не сказано. Гарантия 4 года.

 

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Методика проведения испытаний

За основу был взят ГОСТ Р 51057-2001, который регламентирует требования и методы испытаний переносных огнетушителей.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»
 

Взвешивание. Для начала произведем взвешивание огнетушителей, при помощи которого можно вычислить разброс по количеству заправленного порошка, и осмотрим индикаторы давления. За время двухнедельного хранения после покупки и перевозки в вертикальном положении у трети новых закупленных огнетушителей АПТВ произошло недопустимое падение давления, у «Фаэкса» этот показатель — 1 из 6.

Согласно ГОСТу, масса заряда для порошковых огнетушителей может отличаться не более чем на 5%, то есть в нашем случае масса заправленного порошка должна быть 2,0 ± 0,1 кг. Наиболее стабильными по количеству заправки оказались порошковые огнетушители производителей Airline и «РИФ» — разброс массы между купленными нами огнетушителями составляет менее 100 г, «МИГ» — 235 г, «Фаэкс» — 280 г, а «Ярпожинвест» и «АПТВ» — более 300 г, что может свидетельствовать о несоответствии необходимой и фактически заправленной массы порошка.

Остаток заряда огнетушителя после его разрядки должен составлять не более 15%, соответственно, каждый огнетушитель после разряда должен стать легче не менее чем на 1,7 кг при условии непрерывной заправки и полного открытия клапана. Именно так происходило тушение очагов возгорания класса В.

 

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»
 

После разряда огнетушителей производства «Ярпожинвест» выяснилось, что у половины испытанных образцов индикаторы давления оказались неисправны. Стрелка индикатора либо вообще не сдвинулась с места, либо осталась в зеленой зоне, то есть в случае самопроизвольного стравливания воздуха из огнетушителя при его хранении покупатель будет полностью уверен в его работоспособности.

 

Испытание огнем

Согласно ГОСТу, испытание считается пройденным, если огнетушитель потушил два из трех модельных очагов возгорания.

Порошковый огнетушитель ОП-2 должен тушить модельный очаг возгорания не менее 0,7А. Что это означает? Для моделирования такого очага пожара требуется построить штабель из 54 брусков хвойных пород дерева сечением 40х40 мм и длиной полметра в шесть слоев. При этом влажность дерева должна находиться в пределах от 10 до 20%.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Измерение влажности древесины

Штабель устанавливают на четыре бетонных блока, чтобы снизу вставить специальный поддон для розжига, в который наливают 4 литра воды и 0,9 литра бензина. Время поджига пиломатериала при помощи бензина лимитировано 2 минутами. Затем поддон убирают и на 7 минут оставляют штабель разгораться, после чего приступают к тушению. После тушения за потушенным штабелем наблюдают в течение 10 минут: если повторного возгорания не произошло, то огнетушитель считается прошедшим испытание.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Тушение модельного очага класса 0,7А

Огнетушителями «Фаэкс» и «РИФ» потушить очаг возгорания не удалось. При распылении порошка изделиями «Фаэкс» происходило раздувание пламени сжатым воздухом, выходившим из сопла огнетушителя. Скорее всего, производители сэкономили на более дорогом порошке для классов А, В, С, Е, засыпав более дешевый порошок для В, С, Е.

Также огнетушители ОП-2 должны тушить модельные очаги пожара 21В. Такой очаг моделируется круглой емкостью внутренним диаметром 0,9 метра, в которую наливают 7 литров воды и 14 литров бензина. После поджига дают разгореться бензину в течение 1 минуты, после чего приступают к тушению. После тушения за очагом наблюдают в течение 1 минуты — согласно требованиям, за этот период повторного возгорания быть не должно. Справиться с таким модельным очагом не смогли огнетушители производства «АПТВ» и «РИФ».

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Поджог и тушение модельного очага класса 21В

После выпуска было произведено повторное взвешивание огнетушителей для вычисления остатка заряда при полностью выпущенном огнетушителе. Взвешивались только огнетушители, которые участвовали в тушении очага возгорания класса В, так как при тушении бензина огнетушители были выпущены непрерывно полным нажатием курка (согласно требованиям), а при тушении очага класса А тушение производилось порционными подачами. После взвешивания выяcнилось, что в двух из трех испытанных огнетушителей производства «Ярпожинвест» остается больше 100 г порошка сверх норматива.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»
 

Каков итог?

«Фаэкс»

Самые дешевые из купленных огнетушителей. Этикетка заявляет о тушении очагов класса А, но при попытке тушить пиломатериалы огнетушитель начал раздувать огонь, что явно свидетельствует об использовании более дешевого порошка. Однако горящий бензин огнетушитель затушил. Не порадовало и то, что один из шести огнетушителей за двухнедельное ожидание до проведения теста самопроизвольно выпустил весь сжатый воздух.

«АПТВ»

Огнетушитель также из лоукост-сегмента. В трети купленных огнетушителей данного производителя с момента покупки до теста показатели давления снизились до недопустимой красной зоны на индикаторе, так что они не могли быть использованы. Огнетушитель затушил горящие пиломатериалы, но из-за конусной насадки не смог потушить горящий бензин.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Два из шести огнетушителей «АПТВ» стравили воздух до начала испытаний

«РИФ»

Ни один модельный очаг возгорания данными огнетушителями затушить не удалось. Возможно, причина — в конических насадках, которые не обеспечивают необходимую плотность подаваемого потока, так как практически у всех остальных производителей насадки сделаны щелевыми.

«Ярпожинвест»

Огнетушители даже из одной партии имеют разные выпускные насадки. Наибольший разброс по массе, что, скорее всего, свидетельствует о разном количестве засыпанного порошка, которое при этом не соответствует ГОСТу. Высоковат процент остающегося порошка после выпуска. В нашем случае произошло зависание стрелок индикаторов в зеленой зоне у половины огнетушителей, что может свидетельствовать об их браке. Несмотря на указанные недостатки, огнетушитель справляется с заявленными классами очагов возгорания.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Зависшая стрелка манометра после выпуска огнетушителя

Airline

У этой марки огнетушителей имеет минимальный разброс по заполняемой массе порошка. Заявленные классы тушения огнетушитель обеспечивает, но хотелось бы, чтобы он имел и класс тушения А, так как в каждом автомобиле присутствует достаточное количество тлеющих материалов.

«МИГ»

Победитель нашего теста. Самый дорогой, но самый эффективный по тушению огнетушитель, который погасил модельные очаги пожара с запасом.

Тест автомобильных огнетушителей: «Фаэкс», «АПТВ», «РИФ», «Ярпожинвест», Airline и «МИГ»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
17967

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме