Аксессуары

Переход на «цифру»: почему время классических сигнализаций подходит к концу
Охранные комплексы для автомобилей являются одним из самых популярных видов дополнительного оборудования в России. Разнообразные иммобилайзеры должны дополнять штатную защиту машины от угона, противодействуя попыткам несанкционированного доступа к транспортному средству. Традиционно соревнование идет за скрытность установки, число защищаемых систем и блоков управления, а также удобство пользования устройством. И суть работы всех систем основана на размыкании важных электрических цепей машины с использованием встроенных или радиореле. Но среди традиционной продукции выделяется разработка питерской компании «Автор» — противоугонная система IGLA, которая работает на совершенно иных принципах и сильно отличается от традиционных конструкций.
Подобную систему создатели называют цифровой, подчеркивая ее кардинальное отличие от аналоговых конструкций. В ней на первое место поставлена надежность защиты самых современных машин, а также надежность работы, простота и скрытность установки, удобство использования и поддержки. О сути инновационной технологии IGLA мы уже подробно писали (№ 28, март 2015).
"Вместо создания «искусственной неисправности», что, по сути, делают обычные аналоговые «противоугонки», система взаимодействует с электронными блоками напрямую по цифровой шине данных, просто отправляя команды с высоким приоритетом, не допускающие запуск двигателя или работу других агрегатов, таких как коробка передач", - объясняет Виктор Горбунов, руководитель отдела развития компании AUTHOR, создателя новой технологии.
Широкие возможности выбора для блокировки
Электроника современных автомобилей отличается широкими возможностями взаимодействия различных электронных блоков между собой. А для связи они используют в основном CAN/Flex Ray и LIN-шины, к ним подключены блоки управления двигателем и АКПП, блоки климат-контроля, блоки коммутации/управления питанием, блоки комфорта, мультимедийные системы, парктроники, радары, АБС и даже рулевое управление, и всеми ими можно управлять, зная соответствующие команды.
Для того чтобы заблокировать любой из узлов, не нужны реле и вмешательство в проводку машины, достаточно отправить команду по CAN-шине или просто заблокировать ее. И мотор не заработает, и двери не откроются, и не включится передача, на многих современных автомобилях можно таким образом заглушить работающий мотор и остановить уже двигающуюся машину.
Миниатюрность и герметичность устройства
Новая цифровая система позволяет обойтись без традиционных реле и резко уменьшить размеры основного блока иммобилайзера, отказавшись от прокладки по нему каких-либо дополнительных проводов. К тому же блок противоугонной системы герметичен, а значит, можно поставить основной блок буквально в любое место машины — и под капот, и в багажник, и в любую «косу» проводки. И обнаружить его становится нетривиальной задачей. Ведь, в отличие от традиционных способов блокировки, когда вполне очевидны блокируемые цепи и место расположения блока, цифровой иммобилайзер не привязан к местонахождению блокируемых узлов и не нуждается в прокладке дополнительных проводов.
Аналоговый иммобилайзер имеет внушительные габариты и метровый шлейф из пяти проводов. Спрятать такой непросто, зато найти...
Аналоговую защитную схему можно найти «по проводам», причину незапуска выявить банальным сканером, а в случае цифровой блокировки никакого вмешательства в штатную проводку не производится, и попытка использовать сканер блокируется или игнорируется, им попросту невозможно обнаружить рас положение блока IGLA и метод блокировки. К тому же схема работы блока предусматривает режим «полное радиомолчание», когда блок работает без «меток», а разблокирование происходит после нажатия комбинации штатных кнопок автомобиля.
Разумеется, для удобства пользователей предлагаются и классические «метки», а можно использовать в качестве таковой смартфон: конструкция обладает высокой гибкостью в настройке. В этом случае обнаружение блока — столь же сложная задача, ведь сигнал на обнаружение транспондерной «метки» используется только один раз, при старте двигателя, повторные проверки попросту не нужны, поскольку система может считывать параметры машины с различных блоков и всегда знает, с какой скоростью она движется и заведен ли мотор.
Как можно заметить невооруженным глазом, цифровой иммобилайзер (справа) вчетверо (!) компактнее по габаритам, чем его аналоговый конкурент (слева). Размеры позволяют полностью спрятать цифровую противоугонку, например, внутрь кожуха проводки, в то время как аналоговое устройство останется где-то снаружи.
Высокая надежность
Система обладает очень высокой степенью надежности блокировки. В отличие от аналоговых, цифровая блокировка защищает сразу множество систем: можно блокировать запуск мотора пятью-семью способами, и даже если одну из защит обойдут, останется еще множество блокированных систем. Единственный способ изолировать хорошо спрятанный блок иммобилайзера от блоков управления — это отключение или короткое замыкание CAN-шины, то есть ее блокировка.
Большинство современных европейских машин просто не заведутся и не поедут при заблокированной CAN-шине. А если конструкция автомобиля позволяет при заблокированной шине работать ЭБУ мотора, то на этот случай в арсенале IGLA имеются блокировки, контролирующие исправность шины и при отсутствии на ней сигнала, блокирующего двигатель альтернативными методами.
Нестандартные места установки и скрытность
В паре с цифровым противоугонным блоком могут работать интеллектуальные реле, управление которыми осуществляется с помощью той же CAN-шины и которые даже в том случае, если основной блок сигнализации найден, способны помешать запуску двигателя. И найти их ничуть не легче, чем основной блок управления.
Система Perimeter на основе цифрового иммобилайзера IGLA может включать в себя модуль управления электромеханическим замком CONTOUR, включающим выход на сирену и дополнительные реле блокировки, отдельные реле, работающие по CAN-шине, и модуль блокировки разъема OBD II для предотвращения «прописывания» ключей и несанкциониро ванного доступа к электронным блокам управления машины.
OBDStar - универсальный программатор ключей. Устройство позволяет за считанные минуты считать необходимый код и перезаписать на ключе параметры штатного иммобилайзера, и далее без проблем завести автомобиль. Бороться с подобным можно с помощью устройств вроде Keyless Block или OBD Block, которые блокируют доступ через сервисный разъем.
Почему в сравнении с IGLA аналоговые системы блокировки оказались устаревшими?
Ответ заключается в сложности современных систем управления автомобилем и их возможностях самодиагностики. Чем сложнее система, тем меньше в ней «точек вмешательства», которые можно использовать без возникновения ошибок диагностических систем автомобиля, тем большие изменения в проводке необходимы для надежной блокировки и тем надежнее работает именно цифровой способ блокировки.
И даже в случае необходимости дополнительных реле блокировки электрических цепей IGLA однозначно выигрывает у конкурентов, ведь эти блокировки используются только тогда, когда система однозначно установила факт попытки угона и уже не важно, сколько «чеков» вылезет на приборной панели, главное в этом случае — надежно заблокировать машину. К тому же, как только двигатель будет заглушен, аналоговая блокировка отключится и найти ее с помощью средств диагностики снова станет невозможно, а значит, эффективность подобной блокировки оказывается заметно выше. В обычной эксплуатации эти цепи попросту не будут блокироваться, то есть у штатных систем не будет никаких сложностей, все модули будут работать в обычном режиме без ошибок.
Самые популярные места установки противоугонных систем хорошо известны угонщикам и в общем-то пересчитатны по пальцам. Преимущество компатного цифрового иммобилайзера в том, что он может служить и обманкой. Получив доступ к проверенному месту и не увидев замаскированного устройства, угонщики, скорее всего, примутся искать "противоугонку" в другом месте. А вот крупный корпус аналогового иммобилайзера выдаст себя тут же, особенно если установлен в привычном месте, таком как ниша бардачка.
Гибкость цифровой системы — также важный фактор в конкурентной борьбе. IGLA программируется, причем можно производить обновление «по воздуху» при активации протокола Bluetooth в сервисном режиме, можно улучшать работу функций по мере обновления кода иммобилайзера, добавлять новые функции к уже имеющимся без получения физического доступа к основному блоку устройства, менять алгоритмы защиты, дополнять защиту установкой дополнительных блоков. С учетом возможности «считывать» различную информацию о движении машины и работе ее узлов, возможности системы практически не ограничены.
Например, можно реализовать с помощью блока IGLA сервисные функции, вроде автодоводчика стекол, а также функции защиты, в том числе удобные механизмы отключения дистанционного запуска, противодействия «длинной руке», защищенного автозапуска и многих других. «Классические» иммобилайзеры обычно лишены подобной гибкости, и лишь немногие, крайне дорогие модели, нацеленные на работу через GSM, могут предложить часть подобных функций.
Каков итог?
При таком количестве преимуществ возникает вопрос: а есть ли вообще у цифрового иммобилайзера недостатки?Рассказывает Николай Косарев, ведущий специалист по технической поддержке компании AUTHOR: "Удивительно, но есть. Правда, все они косвенные и связаны в первую очередь не с самой технологией, а с внешними факторами. Например, как отмечают в компании «Автор», не всегда ответственно относятся к делу сторонние установщики, работающие по контракту. Чтобы не тратить время и не усложнять себе работу, они «прячут» цифровой иммобилайзер в самые очевидные места, порой даже не утруждая себя маскировкой устройства. Еще один фактор связан с установкой цифровой «противоугонки» на старые или конструктивно простые автомобили, в которых попросту нет должного количества электроники, так что выбор места, где можно спрятать IGLA, у мастера невелик.
Ну и последний момент — непосредственно технические особенности автомобилей, которые в отдельных ситуациях не позволяют использовать эффективность цифрового иммобилайзера на 100%. К таким машинам относятся, например, японские, где наиболее эффективно применение параллельно двух систем: аналогового блокиратора и цифрового иммобилайзера. Так или иначе, тренд очевиден: «аналог» будет вытесняться. На машинах остается все меньше и меньше шансов что-то «порезать» без возникновения постоянных ошибок. Современная электроника попросту не прощает блокировок аналоговых цепей. А интегрированная цифровая противоугонная система выглядит логичным и, главное, со всех сторон безопасным продолжением компьютерно-цифровой эры в мире автомобилей".