печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Зимние шины

Согласно исследованию «ГфК-Русь», более 25% россиян покупают шины, ориентируясь на их качества, не обращая внимания на цену. Более двух третей — сторонники разумного компромисса, а 4 % ищут дешевый товар.

 

Новинкой № 1 среди шипованных шин можно назвать Nokian Hakkapeliitta 8, представленную в 2013 году, сменившую модель 2009 года. Новая шина Nokian, как и ее предшественница, имеет направленный симметричный рисунок протектора. Для новинки разработали концепцию ошиповки Nokian Eco Stud 8, включающую якорный шип с фланцем, уменьшающим его отклонение. Улучшающую работу шипа «подушечку» из мягкой резины сделали толще. «Подушечка» позволяет шипу «утапливаться», так как резина протектора имеет двухслойное строение. Внутренний слой жесткий. Он удерживает шип, уменьшает податливость блока протектора. С этой же целью шашки по центру беговой дорожки соединены между собой, имеют диагональные закрытые поддерживающие 3D-ламели. В наружной части плечевых зон используются блокирующие 3D-ламели, соединяющие шашечные блоки в одно целое.

Расположение шипов можно назвать «упорядоченным хаосом». Их положение выбиралось при помощи компьютерного моделирования — при равномерном распределении ни один шип не перекрывает другой.

Воздействие шины на поверхность в среднем на 12 % меньше, чем определено европейским законом об ошиповке. По новым нормам с 1 июля 2013 года шины не должны иметь больше 50 шипов на «погонный» метр протектора. Если производитель докажет, что шипы его шины оказывают меньшее воздействие на покрытие, то разрешается применять больше шипов. Этим воспользовалась Nokian Tyres, применив 190 шипов — в два раза больше, чем раньше.

Новая Hakkapeliitta получила рисунок протектора с большим количеством шашек, канавок и ламелей. В результате уменьшения шашек снизился разогрев шины, а значит, увеличилась стабильность резиновой смеси и уменьшилось сопротивление. Пилообразная форма задней стороны шашек увеличивает сцепление, улучшая торможение.

Протектор шины изготовлен из резиновой смеси второго поколения — Hakkapeliitta Cryo-silane Gen 2. В смесь, кроме обычных компонентов — силики, силана и натурального каучука, — добавляется сурепное масло. Масло служит катализатором для взаимодействия каучука и силики. Сопротивление качению новой шины уменьшено на 5 %.

При тестировании шин экспертами независимой финской организацией Test World в этом году Nokian Hakkapeliitta 8 получила наивысшую оценку. Поэтому она и является новинкой № 1.

Эксперты отметили, что большое количество шипов позволяет шине показывать исключительно высокие результаты на льду. Обычно отличия между лидерами незначительны, но Hakkapeliitta 8 поднимает планку на новый уровень. Поведение шины на снегу безупречно, но ездовые качества на асфальте были в определенной степени принесены в жертву. На сухом и мокром треке шины реагируют несколько замедленно, но предсказуемо ведут себя во время резких маневров.

 

 

Hakkapeliitta была свергнута с первой строчки теста в 2011 году шиной ContiIceContact, представленной в 2010 году. В этом заслуга синусоидальных ступенчатых ламелей, шипов Brilliant Plus, технологии отвода ледяной корки, усиленных подканавочного слоя и боковой поверхности.

В 2012 году первое место разделили ContiIceContact, UltraGrip Ice Arctic, Nokian Hakkapeliitta 7, но в 2013 году шина ContiIceContact заняла уже третье место. По мнению экспертов, ContiIceContact — очень хорошая шина с отличным балансом характеристик. Шины обладают высоким сцеплением и превосходной управляемостью в зимних условиях и при этом демонстрируют хорошие показатели на асфальте. Шины ContiIceContact предсказуемо ведут себя в любых условиях, уверенно справляются даже с экстренными маневрами и не преподносят никаких сюрпризов. Единственный недостаток — относительно высокое сопротивление, но, несмотря на это, Continental можно считать отличными многофункциональными шинами для зимнего периода.

Второе место в тесте заняли новые итальянские шины Pirelli Ice Zero из коллекции P Zero. Их презентация прошла в России в феврале. Шины производят на заводе в Воронеже.

Новинка № 2 продемонстрировала отличное сцепление на снегу и льду, быструю и точную реакцию на управление рулем. На асфальте шины также очень точно передавали действия водителя, легко справляясь с резкими маневрами. К недостаткам шин Pirelli Ice Zero эксперты отнесли довольно высокий уровень шума.

Шины имеют шипы Dual Stud с многогранным сердечником из карбида вольфрама, с двумя выступами на тыльной стороне. Основание и корпус шипа трапециевидные, но разнонаправленные. Это улучшает фиксацию шипа, позволяет эффективней вгрызаться в лед. Постоянство рабочих характеристик обеспечивает новая резиновая смесь.

Третье место в тесте с шиной ContiIceContact разделила модель Gislaved Nord*Frost 100 — шведский бренд, принадлежащий Continental. Шины Gislaved Nord*Frost 100 имеют симметричный рисунок с крупными шашками, разделенными широкими канавками. Корпус шипа круглый, сердечник в форме трехлучевой звезды — Tri-Star. Шипы для Continental производят в финском городе Tikka.

Gislaved снова подобрался к лидерам теста. Gislaved Nord*Frost 100, не выделяясь очень высоким результатом в одной тесте, не провалили ни одного испытания. Шины показали себя очень сбалансированными — верный признак качества, продемонстрировали хорошее сцепление, хотя чуть хуже лучших шин. На асфальте Nord*Frost 100 вели себя спокойно и логично, а в плане эффективности торможения шины были одними из лучших. Эксперты отметили, что Gislaved можно смело рекомендовать для северной зимы.

Goodyear предлагает для зимы шипованные шины UltraGrip Ice Arctic, представленные в России в феврале 2012 года. В тесте шины заняли четвертое место.

UltraGrip Ice Arctic — шина с технологией направленного шипа Multicontrol. Шип увеличился в размерах, получил больший сердечник. Все это увеличило площадь взаимодействия с поверхностью, что повышает сцепление шины на льду.

Форма шипа и сердечника разработана так, чтобы, с одной стороны, максимально увеличить силу торможения, а с другой — сделать движение устойчивее, улучшив поперечное сцепление. Интересно размещение шипов. Для улучшения сцепных свойств на заснеженной дороге разработаны V-образные ламели с зазубринами.

Шины показали высокое сцепление, хорошую управляемость на снегу. На льду они также вели себя предсказуемо, но им все же не хватало боковой устойчивости по сравнению с лучшими шинами, и сцепление могло резко потеряться. На асфальте шины показали средние результаты: имели замедленные, но предсказуемые реакции, на мокром покрытии адекватно справлялись с резкими маневрами. По контрасту с этим на сухой поверхности шинам не хватало сцепления, и задние колеса могли рано сорваться в занос. В плане сопротивления качению шины Goodyear UltraGrip Arctic Ice стали самыми экономичными среди шипованных шин.

При тестировании в 2012 году UltraGrip Ice Arctic стали одним из трех призеров наряду с Continental и Nokian. Технический прогресс развивается стремительно, прошлогоднего лидера сменили новые шины.

В тесте 2013 года рядом с шиной Goodyear UltraGrip Arctic Ice расположилась новая корейская шина Hankook Winter i*Pike RS W419. Высокий результат — заслуга инженеров, разработавших форму 3D-ламелей и канавок, 8-рядную ошиповку и двухслойную структуру протектора.

Hankook опередил японскую новинку — модель Bridgestone Blizzak Spike-01, разработанную для России. Bridgestone применила шипы с крестообразной канавкой на сердечнике — Cross-Edge Pin. Канавка увеличивает как количество кромок, так и удельное давление шипа на поверхность. Плечевые блоки Blizzak Spike-01 — крупные с волнистыми ребрами, разделены широкими горизонтальными канавками.

Эксперты отметили хорошие показатели шин на снегу и льду, пусть и не такие высокие, как у лидеров. На ледяной поверхности шинам несколько не хватало поперечного сцепления, из-за чего автомобиль сложно контролировать при резких маневрах. На мокром асфальте сцепление среднее, но выручает предсказуемость поведения. На сухом треке шинам явно недоставало сцепления, а их реакция на руль была слишком вялой. Неплохой результат, но он мог бы быть и выше.

Новинка этого года от Michelin — шина X-Ice North 3 — по результатам тестов оказалась следующей. В ней применяется система «умного» шипа Smart Stud System: термоактивная смесь для внутреннего слоя протектора, отвода ледяной крошки IPRem (Ice Powder Remover), а также конический шип.

Резина из термоактивной смеси меняет жесткость в зависимости от температуры по экспоненциальному закону (например, при понижении температуры с 0 до10 оС жесткость резины увеличивается в 20 раз). Такое ноу-хау позволяет уменьшить воздействие шипов на асфальт, когда шип разогревается от трения по асфальту и нагревает резину.

Создаваемая шипами ледяная крошка образует скользкий слой. Для отвода крошки вокруг шипа сделали канавки в виде кольца. Основание шипа увеличили с 8 до 9 мм. «Ножку» и верхнюю часть сделали коническими. Поэтому новый конический шип служит на 25 % дольше.

Надежней стал каркас шины X-Ice North 3. Его делают из нити повышенной прочности. Технология усиленной боковины Michelin IronFlex™ рассеивает пиковые нагрузки от неровностей.

По мнению экспертов, шины Michelin X-Ice North 3, изготовленные в России, обеспечивают оптимальную управляемость на поверхностях всех типов, не преподносят сюрпризов в любых условиях. Но в плане сцепления со льдом шины недотягивают до уровня лучших шин — Michelin X-Ice North 3 слишком легко скользят, а их тормозной путь чересчур длинный. На снегу шины были в числе лидеров, а на асфальте показали только средние результаты. Шины медленно реагировали на поворот руля, осложняя контроль в экстренных ситуациях.

Продукция Michelin победила среди нешипованных шин (правда, с минимальным отрывом). Протектор новой шины Michelin X-Ice 3 XI3 получил длинные поперечные канавки по краям протектора, шашки с Z-образными ламелями, пилообразными кромками и микропомпами для эффективного отвода воды. Беговая дорожка протектора изготовлена из смеси Flex-Ice с большим содержанием силики.

Шины Michelin X-Ice 3 также получили усиленную боковину Michelin IronFlex™. Новая шина может эксплуатироваться при скорости до 210 км/ч. Индекс скорости Н — самый высокий в классе.

Эксперты оценили очень предсказуемое поведение шин в любых условиях. Сцепление шин на льду высокое, но недотягивает до уровня лучших шипованных шин, особенно в плане эффективности торможения. Michelin X-Ice 3 очень точно реагировали на повороты руля как на зимней дороге, так и на асфальте. Шины имеют низкое сопротивление качению, обладают хорошей курсовой устойчивостью.

Новые зимние фрикционные (нешипованные) шины Nokian Hakkapeliitta R2 минимально уступили лидеру в зимних испытаниях. Максимальная скорость эксплуатации новинки, как и у прежней модели, — 170 км/ч. Второе поколение шин R стало результатом реализации концепции Nokian Cryo Crystal. Для улучшения сцепления со льдом в резину протектора добавили кристаллообразные частицы. Как и в протекторе шин Nokian Hakkapeliitta 8, так и в смеси шин Nokian Hakkapeliitta R2 увеличено количество натурального каучука и используются криогенные кремневодородные компоненты.

Ламели шашек протектора Hakkapeliitta R2 из волнообразных стали зигзагообразными. Вместимость встроенных в плечевые блоки ламелей-насосов возросла. Также в плечевой зоне протектора находятся ламели-«усилители» — более широкая ламель открывает узкую, повышая функциональность ламелей. Пилообразная внутренняя сторона плечевых блоков получила дальнейшее развитие. Теперь в этой зоне сформированы хитроумные зацепы. Они не только вгрызаются краями в поверхность, но и способствуют самоочищению от грязи, шуги и снега.

По заключению экспертов, Nokian Hakkapeliitta R2 лучше всего показали себя на льду, продемонстрировав очень короткий тормозной путь и хорошо контролируемое поведение, хотя автомобиль может немного занести, особенно на гладком льду. Отклик шин на асфальте довольно вялый, и торможение среднее, даже на сухом асфальте. Особой похвалы шины удостоились за бесшумность и низкое сопротивление качению.

Третье место по итогам теста разделили японские шины Bridgestone Blizzak WS70 и китайские Pirelli Winter IceControl. Шины Bridgestone Blizzak WS70 не новинка, производство модели началось в 2011 году. Компания уже предлагает новую модель — Blizzak VRX, воплощающую самые передовые японские шинные технологии. VRX — сокращение от английского слова Vertex («вершина»). Протектор шины изготавливают из резиновой смеси MultiCell Compound. Такая резина имеет микроскопические поры, которые выступают в качестве крошечных резервуаров для воды.

Модель Pirelli Winter IceControl новинкой была в 2010 году. Шина сегмента Green Performance соответствует нормам ЕС, вступившим в силу в 2012 году. Блоки центральной и плечевой зон протектора имеют зазубрины, образующие «карманы» для снега.

Goodyear и Hankook предлагают для этой зимы прошлогодние шины. Шины модели Goodyear UltraGrip 8 Performance оснащены протектором с ламелями трех типов: стандартными, «гибридными» и специально сконструированными глубокими, 6-миллиметровыми, продольными ламелями 3D-BIS, которые обеспечивают оптимальный баланс между характеристиками на снегу и твердых поверхностях. В числе других особенностей шин Goodyear UltraGrip 8 Performance — зубчатые ребра в центре беговой дорожки протектора.

Протекторная резина шин Hankook Winter i*cept IZ W606 изготавливается по инновационной технологии Super Tensile Spike Fiber — в резиновую смесь добавляются суперэластичные волокна, играющие роль микрошипов. Для новых шин разработали систему 3D-канавок, уменьшающую смещение шипов протектора и в сочетании с трехмерной рифленой поверхностью блоков плечевой зоны повышающую устойчивость шины. Для уменьшения аквапланирования в протекторе сделали выемки. Вместе с четырьмя продольными канавками они эффективно отводят воду из пятна контакта.

Так с шипами или без? По данным опроса «ГфК-Русь», 86 % российских автовладельцев используют зимние шины. При этом две трети водителей предпочитают шипованные шины. Шинам без шипов отдают предпочтение только 15 % респондентов.

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме