печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Женское дело

Феминизация проникла во все сферы современного общества. Едва ли не последним плацдармом, который мужчины сдали женщинам (не без боя), оказалось водительское кресло.

 

Когда дело касается вождения автомобиля, большинство мужчин, несмотря на все достижения феминизма, с удивительным единодушием отказываются признавать равноправие полов, видя в женщине за рулем если не своего личного врага, то как минимум угрозу для общества. Однако статистика показывает обратное: женщины водят машину намного аккуратнее мужчин, избегая умышленного нарушения ПДД и значительно реже попадая в серьезные аварии. К тому же женщина-водитель — отнюдь не феномен последних пары десятилетий: представительницы прекрасного пола начали осваивать руль с самого начала автомобильной эры, с тех пор добившись немалых успехов на этом поприще.

 

 

«Дальнобойщицы»

Первой женщиной, проехавшей за рулем автомобиля значительное расстояние, стала Берта Бенц — жена немецкого конструктора Карла Бенца. Именно она 5 августа 1888 года втайне от супруга отправилась в гости к родственникам на его изобретении — первой в мире самоходной повозке с двигателем внутреннего сгорания. Трехколесное детище Бенца, представлявшее собой модифицированную прогулочную карету с маломощным одноцилиндровым мотором, не очень подходило для дальних поездок. А проехать предстояло немало: от родного Мангейма до Пфорцгейма, где жила родня Берты, было более сотни километров. По нынешним меркам это не расстояние, но для конца XIX века подобный вояж был серьезным путешествием. Тем не менее Берта Бенц решилась на авантюру и, взяв себе в помощники двух сыновей, ранним утром отправилась в путь. Надо сказать, приключение выдалось еще то, но благодаря своей смекалке и находчивости, а также помощи добрых людей Берта с честью выдержала испытание. Засорившийся в пути бензопровод она прочищала булавкой от шляпки, оплавившиеся провода системы зажигания изолировала резинкой от чулок, а к ремонту стершихся тормозных накладок привлекла кузнеца одной из придорожных мастерских. Путешествие заняло целый день, и в Пфорцгейм повозка Бенца въехала уже после наступления темноты, вызвав переполох среди немногочисленной подгулявшей публики. Высадка инопланетян наверняка произвела бы меньший эффект, чем светская дама, управлявшая диковинным безлошадным экипажем!

Путешествие Берты, доказавшей, что женщина может справляться с машиной не хуже мужчин, положило начало еще более смелым поступкам представительниц прекрасного пола. Так, в 1909 году американка Эллис Ремзи пересекла за рулем автомобиля Соединенные Штаты Америки с востока на запад — от Нью-Йорка до Сан-Франциско. А в 1927 году дочь немецкого олигарха Гуго Стинесса, Кларенол Стиннес, отправилась в кругосветное автопутешествие. Управляя Adler Standard 6, за два года она проехала почти 47 тыс. километров, преодолев российское бездорожье, американские высокогорья и даже полярные льды. Отважная женщина стала национальной героиней: ее имя не сходило с первых полос газет, а тогдашний президент США Герберт Гувер удостоил мисс Стинесс аудиенции в Белом доме. На этом фоне даже трансафриканский автопробег, впервые совершенный в 1938 году немецкой журналисткой Ильзой Лундберг, выглядит приятной прогулкой. Тем более что путешествовала Ильза пусть и по Ливийской пустыне, но все-таки в компании своего мужа, журналиста Тео Рокенфеллера.

 

От болида до танка

Не оставались женщины в стороне и от автоспортивных состязаний. Первой официальной победительницей автомобильных гонок была признана чешка Элизабет Юнек, взошедшая на высшую ступень пьедестала европейского Гран-при в 1927 году. Совладать с настоящим болидом «Формулы-1» сможет далеко не каждый профессиональный гонщик, но это не остановило американку Сару Фишер, которая стала первой женщиной, принятой в «формульную» команду. Правда, участвовать в гонках ей не довелось — она садилась за руль болидов только во время тестовых заездов. Зато француженка Мишель Мутон, также выбравшая карьеру автогонщицы, не только принимала активное участие в ралли, но и сумела получить титул победителя World Rally Championship, став первой и единственной женщиной, выигравшей это престижное состязание. Но еще большего успеха добилась немка Ютта Кляйншмидт, одержавшая победу в невероятно трудной гонке Париж — Дакар, а также неоднократно приходившей к финишу второй.

 

 

Пока на Западе женщины самоутверждались за рулем спортивных болидов, в Советском Союзе «слабый пол» постигал тяжелую технику: трактора и даже танки. Когда во времена освоения целины и войны с фашистскими оккупантами стране не хватало водителей, женщинам не оставалось ничего другого, как овладевать типично мужской профессией. И здесь есть свои героини. Например, Прасковья Ангелина, которая в 1933 году организовала женскую тракторную бригаду, или Мария Октябрьская, построившая в 1943 году на свои сбережения танк и лично отправившаяся на нем в бой, чтобы отомстить фашистам за смерть мужа. Интересно, что в Германии в это время водители-женщины практически исчезли — нацистская идеология подразумевала торжество патриархального уклада, и борьба за равноправие по понятным причинам была неактуальна.

 

Сделано с любовью

Стремление к удобству и комфорту у женщин в крови, поэтому владелицы автомобилей никогда не оставляли попыток усовершенствовать свое транспортное средство. Так, американке Долорес Джонс надоело слушать громкий звук выхлопа мотора, и она сконструировала глушитель. Ее соотечественница Катрин Блодгетт изобрела антибликовое покрытие, выяснив, что тончайшая маслянистая пленка, нанесенная на стекло, позволяет эффективно противостоять отражению света. Еще одна жительница США, Мэри Андерсон, намучившись в дождливую погоду, запатентовала специальные резиновые щетки, которые убирали с лобового стекла капли воды. Правда, привод таких щеток был ручным, что значительно усложняло их использование на ходу, поэтому позже их оснастили электроприводом. Авторство данного усовершенствования также принадлежит женщине — ее звали Шарлотта Бриджвуд. По легенде, женщина также имеет отношение к изобретению электростартера, хотя и косвенное. Его создатель Чарльз Кеттеринг как-то выслушал душещипательную историю от своего приятеля о том, как тот сломал себе челюсть, пытаясь завести машину одной дамы: вращая «кривой стартер», он оступился и ударился о железную рукоятку, едва не лишившись зубов. Вскоре после этого Кеттеринг придумал ставить на машину электромотор, вращающий коленвал двигателя во время его запуска.

 

 

Но самый ощутимый вклад женщины внесли в конструкцию автомобилей Volvo. Взяв в расчет, что более половины покупателей продукции этого бренда — женщины, руководство шведской компании решило создать исключительную модель, в которой бы максимально учитывались требования представительниц прекрасного пола. Для чистоты эксперимента из команды разработчиков машины были исключены мужчины — все нюансы конструкции, эргономики и дизайна отрабатывались в чисто женском коллективе. Результат их многомесячной работы — концепт Volvo YCC (Your Concept Car) — был представлен в марте 2004 года на автосалоне в Женеве. Этот автомобиль отличался исключительно «дружественным» интерфейсом с минимальным количеством кнопок в салоне, а также натуральными материалами отделки с цветочными орнаментами. На кузов машины нанесли грязезащитное покрытие на основе тефлона, а горловину для заливки жидкости стеклоомывателей вывели из-под капота наружу. А еще этот автомобиль должен был доставлять минимум хлопот, связанных с ремонтом и обслуживанием, информируя водителя о необходимости замены масла или тормозных колодок, а также автоматически связываясь с сервисом при возникновении неисправностей. И хотя YCC так и остался концептом, многие его идеи нашли воплощение в серийных моделях Volvo.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме