печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

Один из мировых лидеров рынка автокомпонентов — французско-японская компания NTN-SNR — в этом году открыла новую страницу своей истории — начала выпуск шарниров равных угловых скоростей. О том, как производят этот важнейший узел автомобиля, почему производитель не боится гарантировать его работу на протяжении 200 тыс. км и стоит ли беспокоиться компаниям-конкурентам, — в нашем подробном репортаже непосредственно из Ле-Мана.

Напомним, что компания NTN-SNR появилась в результате слияния французского концерна SNR и японского NTN. На сегодняшний день альянс больше всего известен как один из главных мировых производителей подшипников, который по этой позиции в автомобильной отрасли контролирует около 98 % европейского рынка и до 50 % мирового. Подшипники компания производит практически для любых механизмов, где они применяются, начиная от прицепов и мотоциклов и заканчивая поездами TGV и даже космическими аппаратами, не говоря уже об узлах автомобилей.

Фактически NTN-SNR является транснациональной корпорацией с оборотом 5,4 млрд евро, имеющей 71 завод и 108 коммерческих представительств в мире, 22 из которых находятся в Европе, включая и Россию.Сильнейшие позиции компании на мировом рынке подшипников подтолкнули руководство к дальнейшему развитию ассортимента.

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

«Ставка была сделана на ШРУСы по двум причинам: во-первых, подразделение NTN уже более 50 лет занимается производством этого механизма. Во-вторых, сейчас самые подходящие условия для глобальной мировой экспансии. Такой ассортимент востребован, имеет хорошие перспективы продаж, а конкурентов на этом рынке не так много», — рассказывает Кристоф Эспин, директор по маркетингу сегмента aftermarket NTN-SNR.

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСовЗавод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСовЗавод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

Итак, теперь ШРУСы будут производиться и поставляться в мировом масштабе в рамках альянса NTN-SNR, о чем говорит, в первую очередь, новая упаковка, на которой будут размещаться логотипы обеих компаний. Причем поставляться компонент будет в трех возможных комплектациях: целиком в сборе вместе с валом, отдельно внутренний и наружный ШРУС, а также ремкомплект. Очень грамотное решение, позволяющее варьировать как стоимость, так и сложность ремонта или замены запчасти.

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

Сам ШРУС производится на заводе компании NTN во французском Ле-Мане — городе, где находится знаменитая трасса и проводится одна из самых легендарных автогонок мира. Завод целиком достался альянсу NTN-SNR от автопроизводителя Renault. Собственно, вторая европейская производственная площадка находится в Румынии и почти полностью обслуживает автопредприятие Dacia, также входящее в концерн Renault.

Производство ШРУСов в Ле-Мане — полного цикла: тут штампуются металлические формы, происходит сборка и упаковка компонентов, так что продукция NTN-SNR в полном смысле европейского качества.

Процесс начинается с производства формы, или так называемого тюльпана, внутрь которого, собственно, и будет установлен весь механизм ШРУСа. Форма получается путем многократного прессования металлической заготовки-колбы, которая затем идет на многократную шлифовку. После происходит процесс закаливания: корпус нагревается до 1000 градусов и резко охлаждается до 200 градусов, затем деталь подвергается постепенному охлаждению до обычной температуры, так называемому отпуску — снятию напряжения с металла. Именно такое закаливание металла дает очень высокую прочность ШРУСа и позволяет компании NTN-SNR гарантировать до 200 тыс. км пробега.

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

Один из важных параметров — маркировка каждой детали ШРУСа, в которую записываются код завода, номер производственной линии, номер детали и дата производства. Например, в случае аварии по причине выхода детали из строя по этой маркировке можно выставить претензию компании-производителю. Так что такая мера косвенно поднимает качество каждой конкретной детали.

Валы для ШРУСов производятся тут же путем проката металлических трубок. С помощью специального пресса трубки вытягиваются и обжимаются для придания им нужной формы, затем также подвергаются процессу закаливания. Валы для ШРУСов, кстати, полые — это не влияет на прочность, зато уменьшает вес, а значит, и неподрессоренные массы автомобиля, в результате чего увеличивается срок службы подвески.

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСовЗавод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

Внутренние части ШРУСа — сепаратор и шарики — поставляются во Францию уже в готовом виде с других предприятий концерна в Японии, Китае и Венгрии. Логистика сложная, потому в руководстве не исключают постройку еще одного цеха для локализации этих деталей. В новом поколении ШРУСа NTN-SNR пять больших шариков заменили на восемь маленьких. Так удалось снизить вес и более эффективно распределить нагрузку, отчего возросла долговечность механизма.

Вообще добиться полной локализации во времена промышленной глобализации вне зависимости от страны производства уже невозможно. Не исключение и завод NTN-SNR. К примеру, только 70 % используемого металла — французского происхождения, остальной поставляется из Германии.

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСовЗавод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

Окончательный вид ШРУС принимает в цехе сборки. Сложные силовые операции выполняются роботами, дополнительные — людьми. В целом автоматизация производства на предприятии довольно высокая, особенно в производственном цехе. На 500 человек персонала приходится 100 роботов, однако в компании это не считают показателем продвинутости, поскольку многие операции могут быть сделаны только людьми.

Проверка качества — один из важнейших параметров на производстве. Основная задача — проверить надежность каждого отдельного элемента ШРУСа, что осуществляется в несколько этапов прямо в процессе производства. В готовом виде запчасть проверяется только на этапе окончательной сборки. В инфракрасной камере проверяются физические микродефекты металла, после чего компонент отправляется оператору-контролеру, который проверяет уже непосредственно сборку.

Еще один тест — силовой — проходит раз в месяц, когда с конвейера случайным образом снимается один ШРУС и подвергается силовым нагрузкам. При плане производства 3,5 млн ШРУСов в год показатель брака составляет всего 7 штук на 1 млн деталей — это практически уровень погрешности, отчего продукция NTN-SNR по меркам мира автокомпонентов относится к премиальной. 50 % продукции NTN-SNR поставляется на автомобильные конвейеры. Другая половина распределяется между поставками на промышленные производства и в автомобильный сегмент aftermarket.

Отдельный мир завода в Ле-Мане — лаборатория тестирования. По сути, это компактный исследовательский центр, который занимается несколькими направлениями: непосредственно исследованиями, прототипированием и испытаниями.

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСовЗавод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

Исследования включают в себя не только поиск оригинальных решений, но и активную работу с продукцией конкурентов, которая представлена здесь же. Если выявляется технология, которая не может считаться эксклюзивной или не запатентована, и NTN-SNR признает ее годной, то она также внедряется в производство.

На основе новых решений оперативно делается прототип, который тут же отправляется на испытания. Испытывают компонент по нескольким направлениям на специальных станках — есть установки статических и динамических нагрузок, на которых проверяется предел прочности детали. Испытанию может подлежать как запчасть целиком, так и отдельная ее составляющая. Сначала происходит предварительное, квалификационное тестирование, только после прохождения которого компонент идет на основное «испытание на соответствие».

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

Помимо силовых нагрузок, ШРУСы проходят испытания в лаборатории вибраций и шумов. Здесь сымитированы все посторонние звуки и вибрации в автомобиле, чтобы выявить те из них, которые относятся непосредственно к ШРУСу. Кроме лаборатории, есть и полевые испытания, где на специальной машине с датчиками также выявляются все посторонние вибрации и шумы.

В результате слаженной работы на всех этапах производства и их расположения «в одном месте» компании NTN-SNR удается максимально оперативно внедрять в производство самые инновационные технологии и тут же самым наглядным образом контролировать качество собственной продукции.

Каков итог?

Завод в Ле-Мане уже второе европейское предприятие компании NTN-SNR, на котором нам удалось побывать. И главное ощущение — абсолютная уверенность в том, что компания знает, что делает, как делает и зачем она это делает. Все процессы бизнеса в целом и производства в частности отшлифованы опытом не хуже собственного ШРУСа, а потому у франко-японского альянса есть время и возможности поработать и над смежными процессами, чтобы стать еще более открытой и удобной для своих клиентов.

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

В первую очередь речь идет о новой стратегии разделения продукции. Отныне вся она будет относиться к трем основным направлениям: шасси, двигатель и трансмиссия. Так удобнее классифицировать и распределять группы компонентов.

Во-вторых, компания NTN-SNR ввела собственную информационную программу: теперь для каждого товара существует полная информация по монтажу/демонтажу и особенностям установки конкретного компонента — своеобразная инструкция. Пока такие инструкции доступны только для самых продаваемых групп запчастей, но в будущем должны появиться для всего ассортимента продукции.

Ну и третье — собственное мобильное приложение NTN-SNR с доступом к каталогу. С помощью мобильного телефона можно отсканировать код купленной детали, по которому сразу выдается полная информация, включая чертежи и даже 3D-моделирование. По этому же коду, кстати, косвенно проверяется и ее подлинность. В общем, NTN-SNR ни одно направление своей деятельности не оставляет без внимания. А такой подход сам по себе внушает доверие к компании и качеству ее продукции, в чем мы убеждаемся уже второй раз подряд.

Завод NTN-SNR: узнаем все о производстве ШРУСов

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме