печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

В формате взаимодействия

Автомобильный август ознаменовался традиционными для этого месяца специализированными выставками: «Интеравто» и MIMS powered by Аutomechanika Moscow. Правда, в этом году они проходили на разных площадках: первая — по старому адресу в «Крокус Экспо», а вторая переехала в свою историческую вотчину — Экспоцентр на Красной Пресне.

 

Восстановление российского автомобильного рынка самым благоприятным образом сказалось на специализированных выставках. Они стали больше, представительнее и, несомненно, интереснее, превратившись из заурядных выставок-ярмарок в полноценные бизнес-форумы, довольно полезные и привлекательные для профессионального сообщества.

Действительно, ситуация последних нескольких лет низвела автотранспортные выставки до уровня банальных базаров, на которые со всего света съезжались покупатели и продавцы с единственной целью — совершить сделку. Но эти «базары» не давали ожидаемого результата, поскольку сегодня существует огромное количество гораздо более эффективных механизмов продаж. В итоге — разочарование участников и посетителей, нескончаемые разговоры о том, что отраслевые выставки изжили себя.

А выставкам нужно было просто перерасти этот сложный этап, ведь на самом деле их задачи куда шире и заключаются в плодотворном, взаимовыгодном информационном обмене, отражении текущих тенденций, предложении новых нетипичных решений и ноу-хау, развитии партнерских отношений и т. д. В этом контексте состоявшиеся «Интеравто» и МИМС проявили себя вполне достойно — крайне насыщенная деловая программа, всевозможные семинары и конференции, яркие презентации, богатые экспозиции, присутствие компаний с мировым именем подтвердили их статус крупнейших российских отраслевых форумов.

Сложно уместить в рамки данной публикации все, что происходило в выставочных комплексах в это время. Тем не менее мы постараемся сфокусироваться на самых важных моментах, чтобы у читателя сложилось общее впечатление о прошедших мероприятиях.

Итак, безусловно, не могла не обратить на себя внимания исключительная активность китайских производителей автокомпонентов и гаражного оборудования. Причем китайцы по большому счету не предлагают конкретные товары, они предлагают свои производственные мощности, на которых в зависимости от специализации фабрики или завода они готовы изготавливать практически все что угодно по техническому заданию клиента. Нужны шаровые на «Калину»? Пожалуйста! Хотите получить их за три копейки? Не вопрос! И в этом, кстати, большая проблема. Как ни крути, но мы сами развратили поставщиков из Поднебесной, требуя от них низких цен. И они дают нам такие цены — естественно, в ущерб качеству. А между тем оснащенные по последнему слову техники предприятия КНР вполне способны выпускать высокосортную продукцию, правда, стоить она будет значительно дороже. Однако нам такая продукция не нужна, пелена стереотипов застит глаза: если китайское — значит, дешевое. Но дешевое не может быть качественным. Это аксиома, нерушимый постулат. Поэтому, только избавившись от неправильного представления о китайских товарах и стремления любой ценой достигнуть компромисса в ущерб базовым принципам, мы сможем получить от них продукцию, которую будет не страшно устанавливать на свои автомобили.

Как, например, продукцию, приходящую из Тайваня. Это тоже Китай, но совершенно другой. Высокое качество и передовые технологии стали лицом этого островного государства, также проявляющего огромный интерес к российскому рынку. На конференции, организованной Советом по развитию внешней торговли Тайваня (TAITRA), Джек Чжэн, директор Московского офиса TAITRA, сказал: «Сегодня у Тайваня очень сильные позиции в производстве автокомплектующих: наряду с поставками на вторичный рынок, наши компании производят оригинальные запчасти для ведущих мировых марок, в частности для Toyota и Nissan». Говоря о перспективах развития отрасли, Джек Чжэн отметил, что современные тайваньские производители крайне заинтересованы в расширении взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества с представителями российского автопрома. «В нашем арсенале — широкий спектр высокотехнологичной продукции: от инновационных шин до автоматических автомобильных ароматизаторов», — добавил Джек Чжэн.

Но какими бы качественными ни были поступающие из-за границы автокомпоненты, проблема их сертификации в России остается достаточно острой. Этой теме была посвящена Международная конференция на тему: «Сертификация автокомпонентов», организованная «Крокус Экспо» совместно с ФГУП «НАМИ». По словам модератора конференции, заместителя генерального директора ФГУП «НАМИ» по техническому регулированию, председателя всемирного форума по согласованию требований к автомобилям Европейской экономической комиссии ООН, заслуженного машиностроителя Российской Федерации, д. т. н. Бориса Кисуленко, сертификация автокомпонентов — это обязательная процедура как для отечественных, так и для импортных запчастей, закрепленная соответствующими статьями в законодательстве нашей страны. Основной задачей проведения сертификации является подтверждение безопасности ввозимых и производимых на территории РФ автокомпонентов. Сертификация в нашей стране за последние годы набрала силу и приобрела опыт. В настоящее время сертификационные испытания проводятся по методикам исследовательских испытаний по полной программе, на специальных полигонах и в лабораториях. Тем не менее Борис Кисуленко особо акцентировал внимание на том, что «в настоящее время вопрос сертификации автокомпонентов транспортных средств является актуальным и важным. Большое количество документации, неквалифицированные комментарии некомпетентных СМИ по данным вопросам часто вводят в заблуждение специалистов, желающих разобраться во всех аспектах процесса сертификации».

Также качеству запчастей были посвящены и три премии (одни в большей, другие в меньшей степени), присуждение которых прошло в рамках «Интеравто» и МИМСа: «Автокомпонент года», «Мировые автомобильные компоненты» и «Золотой ключ». Конечно, у кого-то данный факт может вызвать закономерную улыбку — то ни одной, а теперь целых три! Но, как бы там ни было, этот факт все-таки носит позитивный характер. Подобные награждения — неотъемлемая часть бизнеса, практика, широко распространенная на развитых зарубежных рынках. У нас же она долгое время оставалась невостребованной, видимо в виду сложности выбора адекватных и точных критериев оценки заслуг тех или иных производителей/поставщиков автозапчастей. И пускай в этот раз у организаторов не все проходило гладко, а некоторые моменты выдавали явно корыстный интерес отдельных учредителей. Вполне возможно, в следующем году появится еще больше подобных премий, их будет четыре, пять, шесть... Однако в конечном итоге профессиональное сообщество, несомненно, отсеет лишнее, и останется лишь один, может быть, два действительно авторитетных конкурса, объективность которых ни у кого не вызовет сомнений.

И в заключение еще один аспект, подчеркивающий возрастающую важность состоявшихся выставок и их усиливающуюся интеграцию в глобальные отраслевые процессы. Ряд иностранных компаний привез в нашу страну свои самые передовые разработки в области автомобильной промышленности для того, чтобы не только продемонстрировать их публике, но и обсудить возможность использования этих разработок, их сильные и слабые стороны с российским профессиональным сообществом.

В частности, эксперты концерна BASF представили последние технологические решения: инновационные материалы для интерьера и экстерьера автомобиля, материалы и технологии для подкапотного пространства и шасси, экологичные решения для автомобилестроения и многое другое. Интерактивный формат мероприятия позволил участникам обменяться опытом, задать интересующие вопросы, получить компетентную консультацию специалистов по чрезвычайно обширному спектру тем — от сокращения эмиссии вредных веществ до наиболее востребованных цветов для окраски автомобиля.

А AGC Glass Europe показал в Москве долгожданные автомобильные стекла нового поколения — уникальные разработки концерна AGC: водоотталкивающее стекло (Water repellant glass (hydrophobic)), которое позволяет продолжать движение в дождь без включения дворников; незапотевающее стекло (Antifog glass); автомобильный люк с интегрированным фотоэлементом (sunroof); стекло с изменяемым светопропусканием (Glass with variable light transmission); супертонкие ветровые стекла 3,9 мм.

Так что российские выставки, как видим, обретают новую актуальность и пользу, расширяя свои границы. Конечно, им еще довольно далеко до передовых мировых специализированных мероприятий в данной области, но очевидно одно: развитие не застопорилось, оно уверенно продолжается. И это отрадно.

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме